»»»

Станция Курагино (Часть 1)


Память как губка впитывает события, картины, пейзажи и оставляет на всю жизнь. Чем больше отдаляются от нас события тех лет, тем острее воспоминания, ярче картины.

В прошлом году исполнилось 50 лет со ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Абакан-Тайшет. В связи с этим мне хотелось бы поделиться своими воспоминаниями, мыслями не только о строительстве, но вообще о том времени, о людях, событиях, о связи с настоящим временем. 

К сожалению не смог присутствовать на юбилейных торжествах, но я ведь не полноценный участник строительства. Довелось помогать отцу в геодезических работах(держал рейку), подсобничал во время каникул, ну и всё же забил несколько костылей на "звеносборке". Но впечатления детства и юности, пожалуй, самые яркие в жизни, тем более о том времени. В последствии, работая в транспортном строительстве, сравнивал, анализировал, слушал воспоминания ветеранов.

Память как губка впитывает события, картины, пейзажи и оставляет на всю жизнь. Чем больше отдаляются от нас события тех лет, тем острее воспоминания, ярче картины.
Станция Курагино
Настоящим ветеранам стройки уже далеко за 70(это самым молодым), а тех, кто отдал лучшие свои годы, в большинстве случаев уже нет в живых. Поэтому воспоминания ветеранов строительства вряд ли появятся.

Посёлок при станции Курагино в 1958 году представлял собой несколько бараков, контору Горем-38(такой же барак), щитосборные, так называемые финские домики и 6 домов из бруса для специалистов и руководства. Удобства все во дворе, в том числе огромный дощатый общественный туалет посреди посёлка, вода в колодцах, отопление - дровами, которых заготавливали огромное количество. Вообще планировка напоминала военную часть, только без сплошного ограждения да КПП. Это открытие я сделал впоследствии, когда служил в армии. Мой отец, Чеботарев Петр Иванович, вместе со своим отцом и первой группой строителей прибыли годом ранее, когда на станции вообще ничего не было, проживали на квартирах в селе Курагино в 3 км и возводили жильё для вновь прибывающих.

Летом 1958 года уже вовсю отсыпалось земполотно, строились искусственные сооружения, жильё. Добирались из Абакана, куда прибыл поезд, со всеми пожитками на ГАЗ-51. 100 километров пыльной гравийной дороги, две паромные переправы. Особенно запомнилась переправа, где паром двигался по натянутому меж берегов тросу, который тащили пассажиры парома. По прибытии отец достал из под крыши вяляного гуся, чем произвёл на прибывших маму и бабушку неизгладимое впечатление. Освоившись на новом месте, я пошел осматривать окрестности. Почему-то в то время для 9-тилетнего пацана не было никаких ограничений по передвижению.Любимая учительница - Антонина Иосифовна

Посередине посёлка строился очередной об' ект той же барачной архитектуры. Стружка, опилки, острый запах хвои. Оказалось - строится магазин. Здесь я познакомился со своим будущим другом - Геной Мельниковым, который с детства мечтал стать моряком, и таки стал им, побывал везде, где можно, и, к сожалению, ушёл 2 года назад. Так вот он крутился на стройке этого магазина, где в последствии работала продавцом его мама. Магазин построили, а школу - не успели, и начали мы учебный год в помещении конторы Горем-38. Причем в одной комнате учились одновременно 2-й и 4-й классы, а в другой - 1-й и 3-й. 5-и классники и выше ездили в Курагино. Такая схема давала и положительные результаты, потому что краем уха мы слушали и уроки старшего класса. А в дальнейшем, когда переходили в этот класс, вдруг с удивлением обнаруживали, что материал урока знаком, и это здорово помогало в учебе. 


Любимая учительница - Антонина Иосифовна, она же директор школы. Преподавала географию, и почему-то мне кажется, оттуда пошла моя страсть к путешествиям и стремление к изучению истории освоения новых территорий. Тем более, что её муж - Валентин Васильевич - не только был преподавателем труда и физкультуры, но и водил нас в походы, а там есть куда сходить и что посмотреть. Они ушли из жизни с разницей в два года совсем недавно. Причём, встретившись с В.В. через 50 лет, в Красноярске, у меня было полное впечатление, что он меня помнит.Школьная линейка А ведь сколько учеников прошло через него за эти годы. С А.И. удалось поговорить по телефону за год до смерти - тоже ясные, здравые рассуждения. И даже зная о своей неизлечимой болезни, она не причитала, а абсолютно спокойно говорила об этом, как о неприятной неизбежности. 


Проучились мы так 2 года, пока не построили нашу восьмилетку - тот же барак, но классы отдельные, большие окна, спортзал, мастерские, отопление от котельной. Был даже школьный сад-огород и метеостанция. Каждый новый год устраивался настоящий праздник, с маскарадными костюмами, представлениями, песнями и танцами. Здесь же по окончании 8-го класса - выпускной вечер и путевка в жизнь. Многие после 8-ми летки шли в ГПТУ, техникумы. Все рвались в Красноярск, становились квалифицированными специалистами и попадали в "почтовые ящики" - 9-ку, или Красноярск- 26. Как же мы им завидовали - мы ещё за партой, а ребята, старше всего на 1-2 года - уже занимаются серьезными делами, имеют карманные деньги, помогают родителям. Меня определили заканчивать 10-ти летку, в 9-ом классе я успел поучиться в Курагинской средней школе N2, однако стройка завершалась и нужно было куда-то уезжать. Горем-38 перебазировали на новую стройку Тюмень-Сургут,- однако поехали туда не все. Многие с моим отцом отправились на Юг, где на Ставрополье начиналось строительство новой линии Дивное-Элиста, где также на пустом месте образовался новый строительно-монтажный поезд СМП-283. Кто-то подался на БАМ. На долгие годы осталась дружба, переписка, телефонные звонки, редкие встречи.

Но всё это было потом, а пока стройка в самом начале, мы живём на краю посёлка, в 100 метрах за забором, в старице - болотистый кустарник, переходящий в густую березовую рощу, а дальше - река Туба, главная природная достопримечательность Курагинского района. Не зря обосновались в этих местах староверы, гонимые патриархом Никоном с насиженных мест русского севера в 18 - начале 19 века. Плодородная земля, благоприятный климат, хоть и с суровой зимой. Тайга, полная зверя, реки с рыбой, озёра с чистой водой. Только здесь я впервые увидел, как в жаркий летний день воду для питья зачерпывали прямо из реки. С такой ситуацией я столкнулся впрследствии на Байкале. В европейской части нашей страны это невозможно в принципе. Мы тоже обзавелись огородом, особенно поражали урожаи картофеля, которым кормились кроме людей и все домашние животные. А брусчатые стенки колодца были покрыты льдом ещё в июне. Окрестности об'езжали на велосипедах - основном летнем транспортеКупаться на мелководьях начинали в мае, хотя потом могли быть затяжные похолодания и заморозки, настоящая жара приходила в июле. Учились плавать на Ирбе, рядом с водяной мельницей, сохранившейся ещё с дореволюционных времён. Мельница представляла собой бревенчатую плотину и само здание , где вращались каменные жернова, приводимые в движение силой воды. Простепенно мельница ветшала, плотина размывалась и в конце концов прекратила своё существование. В 2011 году на том месте не осталось даже следов, а местные ребята, приехавшие туда порезвиться на "Лэнд-крузере", ничего о существовании когда-то здесь мельницы не слышали. 


Высшим пилотажем считалось - оседлать автомобильную камеру(её ещё надо было где-то раздобыть), и отправиться от мельницы на Ирбе до самого устья, впадения в Тубу. Ну а по Тубе особенно не разгонишься - она в ту пору была судоходной, а кроме того в огромных количествах сплавлялся лес. Окрестности об'езжали на велосипедах - основном летнем транспорте. Зимой - лыжи. Причём зимние занятия физкультурой в школе - это тоже лыжи. Посредине посёлка заливался каток. Также как летом плавать, учились кататься на коньках и лыжах.

  Также как летом плавать, учились кататься на коньках и лыжах.

В то время в качестве зимнего транспорта были распространены конные сани. Вот мчится такая повозка из Курагино в Южный(теперь Рощинский), управляется обычно бородатыми мужиками в овечьих тулупах, которых почему-то называли "кержаками", а мы, пацаны, на "снегурках", прикрученных к валенкам, пытаемся догнать и прицепиться к саням. Если повезёт- прокатишься с ветерком, если нет - получишь кнута от "кержака". Вообще у старожилов, особенно пожилых, существовала неприязнь к строителям. Ведь по большому счёту им железная дорога не особенно была нужна. Курагино имело неплохую транспортную доступность. Имелся аэропорт, по Тубе ходили пассажирские теплоходы, да и дороги были, правда без асфальта. А тут понаехали неизвестно кто, роют землю, валят деревья, вообще нарушают привычный уклад. 

Станция КурагиноОднажды мы с моим другом Геной Мельниковым попали на Курагинский аэродром. В то время это было не так сложно, как сейчас. И до того мы "расположили" к себе летчиков, что нам разрешили посидеть в кабине вертолета. До полетов правда дело не дошло, но мы узнали, что это был Ми-1, самый современный на то время вертолёт. Рядом стояли пассажирские АН-2. Домой возвращаться не хотелось, "экскурсия" затянулась, от родителей получили нагоняй, но впечатления были незабываемые. Как сейчас бы посещение ЦУПа или Байконура. Как и всех мальчишек, нас тянуло к технике, особенно к автомобилям, тракторам, железнодорожному транспорту, это всё нас окружало в повседневной жизни. Первый раз отец дал мне порулить лет в 12 - это был ГАЗ-69. А потом я уже не отставал и пользовался каждым удобным случаем, чтобы сесть за руль, благо "трафик" в то время был нулевой. А уж просто посидеть в кабине и подергать за рычаги можно было всегда - машины стояли возле дворов и не запирались в принципе. У меня по сей день страсть к автомобилям, и я никогда не упускаю случая познакомиться с чем-нибудь новеньким и обязательно прокатиться.

В 2011 году сбылась моя 45-тилетняя мечта - посетил Курагино, встретился с однокашниками, которые смогли приехать их Абакана, Красноярска, а также теми, кто всю жизнь прожил в Курагино. Побывали на Тубе, Ирбе, прогулялись по поселку, по Курагино. С одной стороны - восторг от встречи с ребятами, которых не видел почти 50 лет, встречи с родными с детства местами, а с другой - неприятное чувство от разрухи, гор мусора и какой-то хаотичной застройки поселка. Следов от школы не осталось вообще. Конечно, со стороны вокзала - всё в порядке, а бывший посёлок Горем-38 производит удручающее впечатление.

Встреча через 50 лет.

Встреча через 50 лет. Слева направо - Фомин Александр с женой Ниной, Чеботарев Виктор, Котляр Дмитрий Павлович, настоящий ветеран стройки, шофер высочайшей квалификации, его жена тетя Лиза, сзади - Трофимов Олег, Молчанов Юра с женой Галиной.

Ирба - место, где раньше была мельница.

Ирба - место, где раньше была мельница.



Дом, в котором я жил 50 лет назад.

Дом, в котором я жил 50 лет назад.



Пионеры на

Пионеры на "пионерке". Это первый железнодорожный транспорт на строящейся дороге -" пионерка".

Это остатки того самого магазина, где я поз накопился с моим другом Геной в 1958 году. Левее видна бывшая контора .

Это остатки того самого магазина, где я познакопился с моим другом Геной в 1958 году. Левее видна бывшая контора .

А это берег Тубы.

А это берег Тубы. Если березы заменить пальмами, то будет похоже на побережье где-нибудь в Карибском море.

Вот на этой положительной ноте я и хочу закончить мой первый рассказ.

Станция Курагино (Часть 2)


Виктор ЧЕБОТАРЁВ
15.04.2016г.

Рейтинг

В этом разделе

КомментарииВсего (1)

Евгения 11. 03. 2022 18:11
Гость
Я в детстве с бабушкой приезжала в гости. Дом был на улице, где был полисадник с деревьями, мы там от коров прятались. А ещё помню речку, но мы купались в лягушатнике.

Добавить комментарий

Обновить

Количество времен года (сезонов), прописью?