»»

Воспоминания о пребывании на фронте


Воспоминания о пребывании на фронте

В начале августа 1944 года наш железнодорожный эшелон прибыл в район города Пскова на 2-ой Прибалтийский фронт. Большую группу личного состава маршем по рижскому шоссе направили в 145 стрелковую дивизию. После ночного привала в деревне Заполье во время утреннего построения для дальнейшего следования в пункт дислокации дивизии прогремел огромной силы взрыв (видимо, дорога была заминирована).

Александр Витальевич Глаголев, 1946 г.В результате этого взрыва более десяти человек погибли и более десяти молодых солдат и сопровождающих сержантов и офицеров получили лёгкие и тяжёлые ранения. В их числе оказался и я.

Были осколочные ранения ног, перебито сухожилие левой голени. Здесь погиб Виктор Есипов, сын директора Курагинской нефтебазы. На попутных машинах доставили нас во фронтовой госпиталь в город Остров. Помню до сих пор огромную палатку с множеством столов, где нас оперировали. На соседнем столе ампутировали ногу старшему сержанту Карпенко, он был у нас в Красноярском учебном артдивизионе помощником командира взвода, замечательный человек лет тридцатипяти, У меня извлекли осколки и перевели в палату. Госпиталь находился в бывших конюшнях кавалерийской части. Здесь я находился на излечении до декабря 1944 года.

В начале декабря была сформирована маршевая рота из выздоравливающих и направлена в запасной полк, стоявший где-то в районе Ауце. Нас построили на плацу и "покупатели" - представители частей, прибывшие за пополнением, нас выбирали. Один из прибывших офицеров крикнул: "Кто из вас артелеристы-противотанкисты? Выйти из строя!" Не раздумывая, я и ещё три человека шагнули вперёд. Я сказал, что в течение восьми месяцев в учебном полку учился на командира противотанкового орудия. И он повёл нас в расположение части. Это был 34 гвардейский отдельный истребительно-противотанковый дивизион 29 гвардейской Ельнинской ордена Суворова второй степени Краснознаменной стрелковой дивизии. Эта дивизия была сформирована в 1922 году в Саратове. В 1935 году передислоцирована на Дальний Восток. Прошла проверку в боях на озере Хасан. В 1941 году защищала Москву, стояла на Бородинском поле. За мужество в боях под Ельней дивизии было присвоено почетное наименование Ельнинской. За освобождение Риги награждена орденом Суворова второй степени.

Итак, мы прибыли в действующую армию. В это время шли ожесточенные, тяжёлые бои в Прибалтике. Перед войсками была поставлена задача разгромить войска противника в "Курляндском котле". В "котле " было более 30 дивизий. Все участники боёв в Курляндии понимали важность разгрома этой крупной вражеской группировки, прижатой к морю полукольцом наших войск. И было ещё важнее не допустить снятие отсюда хотя бы одной вражеской дивизии для усиления обороны Берлина.

Ясность задачи удваивает силы и утраивает мужество. Целых полгода длилась борьба с Курляндской группировкой. Курляндский полуостров был превращен противником в своеобразный укреплённый район, фланги которого упирались в водные пространства Балтики. Населённые пункты, каменные строения в хуторах, многочисленные дзоты (даже на болотах) и важнейшие высоты объединялись в опорные пункты и узлы обороны на роту или батальон, прикрывавшие доступные для наступления участки местности и прочно запиравшие основные дороги. Был создан сплошной фронт обороны от Рижского залива до побережья Балтики южнее Лиепаи.

Вплоть до капитуляции врага в мае 1945 года, на всем фронте велись напряженные бои. Противник цеплялся за каждую траншею, за каждую укреплённую высоту, за каждый хутор, селение. Многие объекты неоднократно переходили из рук в руки. В бою в районе деревни Лекутэ в ночь на 18 марта 1945 года наша батарея отражала контратаки танков противника. В этом бою я был контужен, но не ушёл с поля боя. За этот бой я был награждён Орденом Славы III степени. В начале 1945 года меня назначили комсоргом дивизиона. Вспоминаю, как мы, комсомольцы, перед боем собирались в блиндаже и обсуждали вопрос: "О поведении комсомольца в бою".

После окончания операции проводили "разбор полётов". Не помню случая, чтобы мы осуждали кого-нибудь за малодушие и трусость в бою. Особенно отличившихся помню по фамилии: Гриша Ураков, Валентин Борзенков, Мамедов. Многие комсомольцы были тогда приняты в партию, в том числе и я. В марте на семинаре комсоргов 10-ой гвардейской армии я встретил комсорга медсанбата Анну Кононову, бывшую секретаря комсомольской организации Курагинской средней школы.

И вот наступил долгожданный день 8 мая, когда началась капитуляция войск противника. 285 тысяч вражеских солдат и офицеров сдались в плен.
Уже после 9 мая наша дивизия вела ожесточенные бои по ликвидации групп противника, не желавших сложить оружие.
Полностью затихли бои в Курляндии лишь к концу мая.

Таким образом, воины нашей дивизии вместе со всей армией-победительницей до конца выполнили свой священный долг.
Весна 1945 года мне запомнилась как самая прекрасная весна моего поколения.


А. В. Глаголев

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Два плюс три будет, прописью?