»»

О детстве


О детстве

"А тётя меня прикрывает своей широкой юбкой и отталкивает от себя ближе к краю. Потом приехал их начальник и отдал приказ к расстрелу. Но я уже этого не помню, видимо, я раньше потеряла сознание и упала в ров, выстрелов уже не слышала".

Тамара Павловна ПрохоренкоВойна и детство - две вещи, которые никогда не должны пересекаться. Что страшнее можно себе представить, чем ребёнок на войне? Их детские глаза видели многое - страх, голод, смерть. Каждый, кто пережил эти страшные годы, может рассказать свою историю. Но все эти истории объединяет одно - этим детям пришлось слишком рано повзрослеть.

Сейчас тем, чьё детство пришлось на страшные годы войны, уже много лет. Но они до сих пор не могут спокойно смотреть кадры военной кинохроники или фильмы о войне по телевизору. Слишком глубокая рана осталась в их душах.

Когда началась война Тамаре Павловне Прохоренко (в девичестве Кузнецовой) было всего одиннадцать лет. Родилась Тамара Павловна в городе Пермь, но по роковому стечению обстоятельств, к началу войны она оказалась на Украине.

С детства Тамара росла очень болезненным ребёнком - постоянное воспалением лёгких, была очень худая и маленькая, мама боялась, что дочка не выживет. Чтобы поставить Тамару на ноги мама повезла её на Украину к своей сестре. Благоприятный климат и фрукты должны были помочь девочке.
Тётя Ира очень радовалась гостям, в их семье детей не было, и она приняла племянницу, как родную. Сёстры не виделись долгое время, встреча была бурной. Домик у тёти Иры был небольшой, крытый соломой. Муж её работал путейцем на железной дороге.

"Утром, как только я встану, - вспоминает Тамара Павловна, - тётя доила корову и поила меня свежим молоком. Потом отправляла меня в сад, кушать фрукты. Было начало лета, начала уже поспевать черешня, вишня, ранние яблоки. Уже через неделю я поправилась. Лицо округлилось, появился румянец".

Тамара Павловна прожила здесь с мамой около недели - началась война. "Маме надо было возвращаться на работу. В то время с этим было очень строго, за прогулы судили. Тётя просила, чтобы я осталась у неё, пока не поправлюсь. А потом, когда кончится война, мама приедет и заберёт меня".

В самом начале войны Советские войска, под натиском войск Гитлеровской Германии стали отступать и сдавать противнику мирные сёла и деревни. На оккупированных территориях оказались миллионы советских граждан. Сотни тысяч мирных граждан погибли или были угнаны в рабство в Германию.Зверство фашистов

Гитлер рассматривал своё нападение на СССР как "Крестовый поход", который следует вести террористическими методами: "Никакие действия служащих вермахта или же действующих с ними лиц, в случае произведения гражданскими лицами враждебных действий по отношению к ним, не подлежат пресечению и не могут рассматриваться как проступки или военные преступления…".

Украинская деревня, где была Тамара Павловна, оказалась одной из первых на пути немецкой армии. "Сначала в деревню приехали два или три мотоцикла. Они объехали всё кругом и уехали снова. На другой день приехало человек восемь на мотоциклах. Они ходили по домам просили у населения яйца и молоко. Люди, опасаясь за свои семьи, отдавали, что они просят. Потом приехали ещё, человек пятнадцать, двадцать. Расселились по домам, стали вести себя нагло, занимали дома, что получше. Немцы стали вырубать фруктовые деревья, ходили по домам, забирали поросят, гусей, кур".

Немецкие солдаты не церемонились с местными жителями. Они грабили и уничтожали государственное и общественное имущество, выгоняли мирных жителей из их домов. Люди были вынуждены проживать в неприспособленных помещениях, землянках, у них отбирали тёплые вещи, продукты, скот. Кто мог, уходил в леса в партизаны, в деревнях зачастую оставались только женщины, старики да дети. Многие деревни были сожжены дотла, а жители уничтожены.
Зверство фашистов
"Потом приехал старший, всех жителей насильно выгнали на улицу. Я постоянно спрашивала: "Тетя Ирина! А что нам будет?" Тетя успокаивала: "Да, ничего не будет, просто нас перепишут и распустят по домам". Всех жителей этой деревни завели в склад, приготовленный под будущий урожай зерновых. Пол зацементирован, стены побелены, крыша покрыта черепицей.

"Здесь нас держали трое суток. Воздуха не хватало, черепица на солнце нагревалась, очень хотелось пить. Ночью приходилось спать на цементном полу. У меня тетя была большая, а я была совсем маленькая. Она меня на колени положит, укроет своей широкой юбкой, так мы и спали".
Зверство фашистов
Через трое суток немецкие солдаты открыли ворота и приказали всем выходить. "Один мальчик лет тринадцати пытался бежать, его тут же расстреляли. Все были просто в ужасе. Пока мы сидели взаперти, немцы подожгли хаты. Кругом пахло гарью, нечем было дышать. Нас повели, а куда повели - не знаем. А я за трое суток так ослабла, что на ногах держалась с большим трудом. А тётя меня поддерживает, на руки взять не может, ведь я уже большая, только приговаривает: "Пожалуйста, не упади!"

"Я спрашивала тётю: "Наверное, нас расстреливать будут?" Тётя успокаивает: "Нет! Сейчас приедет их начальник, и нас отпустят". Пришла машина, немцы стали забирать детей от тринадцати до восемнадцати лет, чтобы увезти их в Германию на работу. Их отнимали у матерей. Сколько тут было слёз".

Немецкой экономике требовалась рабочая сила. Чем больше людей в Германии призывалось на военную службу, чтобы увеличить армию, тем меньше их становилось на военных заводах, шахтах, транспорте и полях. За всю войну с территории СССР было насильно вывезено для работы в Германии по некоторым данным более пяти миллионов трудоспособных человек. Советских невольников именовали там "остарбайтерами" (восточными рабочими).

У тех, кто остался, стали забирать золотые изделия. У кого снимали кольца, серьги, у кого живьём выдирали золотые зубы. Потом пришла машина с вооружёнными солдатами. Они встали в шеренгу и заставили людей встать вдоль оврага, который заранее выкопали бульдозером.
"А тётя меня прикрывает своей широкой юбкой и отталкивает от себя ближе к краю. Потом приехал их начальник и отдал приказ к расстрелу. Но я уже этого не помню, видимо, я раньше потеряла сознание и упала в ров, выстрелов уже не слышала".

Зверство фашистов
Девочка очнулась в яме только ночью, почувствовала на себе что-то тяжёлое. С большим трудом она выбралась из-под тел, потом из ямы, но на ней не было ни одной царапины от пуль. Тамара услышала звук приближающегося поезда и пошла в сторону железнодорожной линии. Пробиралась как могла, где ползком, где бегом. Постоянно местность освещали прожекторами. Как только приближался луч света, она падала на землю и замирала. Так Тамара добралась до лесонасаждения, за которым начиналась другая деревня.

"Перебралась через железнодорожную насыпь, скатилась вниз, подрала все бока, руки, ноги. У меня были изодраны все локти и колени. Пошла в эту деревню и постучала в дом. Вышла женщина украинка, увидела меня и спросила по-украински: "Что случилось с ребёнком?" Я просила: "Спасите меня, пожалуйста! Напоите меня водичкой!" У них во дворе стояла большая бочка с водой. Женщина сняла с меня всю грязную одежду, посадила в эту бочку и стала отмывать. А я не могу удержаться пью эту воду. Женщина дала знать, что не надо пить эту воду, она грязная. Потом она завернула меня в свою кофту и занесла в хату".

Эта деревня ещё не была занята немцами, но все знали, что соседнюю деревню расстреляли. Женщина дала Тамаре пол стакана молока и две картошки, хлеба ни у кого не было. "Она всё думала, куда меня спрятать, говорила, что скоро пойдет полицай. А полицаем был кто-то из местных жителей. А раньше печки у них были большие, и она меня спрятала в эту печку, сверху закрыла хворостом. В дверь постучали, она говорит, что это полицай. Он зашёл, видимо искал посторонних, женщина сказала, что у них никого нет, и он ушел. Даже если приходила какая соседка, она не показывала меня никому. Каждый раз я пряталась в печи. Ночью я не раз слышала тихий стук, наверно это были партизаны".

Боевые действия партизанских отрядов начались сразу же после вступления захватчиков на украинскую территорию. Это было наиболее активной формой всенародной борьбы в тылу врага. В Западных областях Украины, на которые пришелся первый удар гитлеровцев, уже летом 1941 г. стали проявлять себя партизанские отряды под командованием Н. П. Конищука, М. С. Корчева, Д. М. Хвищука и др.

Военные советы фронтов и армий, действовавших на Украине, устанавливали непосредственные связи с партизанскими отрядами и диверсионными группами прифронтовых районов, помогали им оружием и снаряжением. За помощь партизанам с местными жителями фашисты расправлялись жестоко - по любому подозрению расстреливались целые семьи, сжигались дома. Укрывая в своём доме чудом спасённого ребёнка, эта украинская женщина рисковала всей своей семьёй.

"В одно прекрасное время ночью постучали. Она опять спрятала меня в печь. Зашел мужчина, женщина стала собирать узелок. Она надела на меня свою кофту, платок, потому что ехать далеко и холодно. Мы вышли на улицу, а там еще мужчина. Он меня хватает на руки, и мы пошли по огороду. Огород большой, на нём подсолнухи метра под три, уже распустились шляпки".

Партизаны с ребёнком дошли до железнодорожных путей. Вытащили спрятанную в лесу дрезину. Чтобы обезопасить своё передвижение приходилось часто останавливаться, прислонять ухо к рельсам, чтобы услышать приближающийся поезд. "Как только услышат приближение поезда, прячут дрезину за деревьями, потом опять садятся и едут дальше. В то время часто перевозили эшелоны с немецкими солдатами. Не знаю, сколько мы ехали, потом нас встретили на конях и повезли дальше. По разговорам я поняла, что мы едем в партизанский отряд".

В партизанском отряде было двенадцать детей, все они чудом избежали гибели. Кормить их приходилось чем придётся, картошки и хлеба не было. Партизаны ходили в деревни, попросили у местных жителей пшено или кто что даст. Из пшена варили суп. "Всегда первыми кормили детей и раненых. Их было у нас трое. Дети никогда не шалили, не бегали и не кричали. Всегда сидели послушно и молча. Старшим в отряде был дед Остап. Он, может был и молодой, но ходил с бородой. Очень тепло относился к нам детям. Подойдет и всегда всех приобнимет и пожалеет".

Долго на одном месте отряд не задерживался, вечером снимались со стоянки и передвигались дальше. Сами того не подозревая, дети участвовали в боевых заданиях. Был железнодорожный мост через реку, который надо было подорвать. "Дед Остап нас спрашивает: "Хотите дети купаться?" и мы радостные, голенькие с визгами плещемся под мостом, играем, в песок зарываемся. А с нами был мальчик, лет 14 ему было, он как только зашёл в воду, так сразу и поплыл, поплыл. Мы резвимся под мостом, а немец навалился на перила и смотрит на нас. Потом нам дали сигнал и мы ушли в лес, нас увезли. Через некоторое время шёл немецкий поезд и мост взорвали, поезд рухнул вниз. Мы уже позже поняли, что отвлекали внимание, в то время как минировали мост. А этого мальчика больше никто не видел. Видимо он погиб при выполнении задания".

Спустя время партизанам удалось сообщить о находящихся в отряде детях. Над лесом стал летать самолёт. Партизаны приготовили костры, чтобы приземлиться этому самолёту. С боков делали стойки, чтобы дым не уходил вверх, не выдать местоположение отряда, а сверху был виден только огонь. Приземлился маленький самолётик. В первую очередь на скамейки положили раненых, а дети разместились вокруг, тесно прижавшись друг к другу. "Летели мы долго. Привезли нас в Ленинград. Как раз в это время эвакуировали детские дома, нас посадили с эвакуированными детьми в вагон".

Приближение фронта угрожало особенно детям. Вопрос о спасении детей специально рассматривался Советским правительством. Исполком Ленсовета 2 июля 1941 г. наметил конкретные меры о вывозке 400 тыс. детей дошкольного и школьного возраста. Эвакуация осуществлялась по железным, шоссейным и проселочным дорогам.

Вагоны были не приспособлены для перевозки людей, раньше в них возили скот. Но использовалась любая возможность, чтобы спасти детей. С детьми были сопровождающие женщины воспитатели. Во время остановки поезда они прямо в поле разводили костёр и варили похлёбку, чтобы накормить детей горячей пищей. "Нас привезли в Свердловск. Когда мы приехали, уже стояли лошади и колхозники разбирали детей по домам. Эти люди нас очень поддерживали. Видели, что мы голодные, холодные, все были раздетые. Всё, что у них было, картошка, морковка, варили и нас кормили".

Воспитатель стала расспрашивать детей кто от куда родом. Тамара сказала, что она из Перми, но точного адреса назвать не смогла, сказала примерно, где живёт семья. "Воспитатель подошла ко мне и сказала: "Твоя мамочка нашлась!" Было столько радости. Мама приехала за мной на коне через три дня. Мама взяла с собой ещё одну девочку, но она была сильно слаба и по дороге умерла".
Наталья Никулкина и Тамара Павловна Прохоренко
С тех страшных дней прошло очень много лет. Кто знает, где сейчас эти дети? Кто смог пережить все лишения, а кто так и не дожил до зрелости? Сколько людей - столько и судеб. Тамаре Павловне посчастливилось, после всего пережитого, она не только выжила, но и вернулась к своей семье. Не все истории заканчиваются так счастливо. Эта маленькая девочка выросла, вышла замуж, родила детей, с семьёй переехала в Казахстан. Работала в ветеринарной клинике сначала санитаркой, потом врачом. Выйдя на пенсию, в 1992 году она переехала в село Курганчики Курагинского района Красноярского края. И сейчас она рассказывает молодому поколению о своей нелёгкой судьбе.

Мы слышали массу подобных историй, рассказанных как в документальных, так и в художественных в фильмах, книгах, газетах. Но когда лично общаешься с человеком, который сам пережил весь этот ад, ком стоит в горле. Переполняет бесконечное уважение и благодарность к людям, что избавили нас от страшного зла.

Человек - это единственное существо в природе, которое способно как к неоправданной, безрассудной жестокости, так и к абсолютному самопожертвованию! Один человек вёл ребёнка на расстрел, другой, рискуя собой и своей семьёй, этого ребёнка спасал. И если "Человек - это звучит гордо!", то каждое ли человекоподобное существо достойно называться Человеком?

Тамара Павловна: "Вечная память погибшим! Пусть им земля будет пухом! Всем, кто закрывал нас своими телами!"


Никулкина Наталья.
Курагинский район.
Фото с сайта "Исторические хроники военного времени"


Без комментариев

Из письма унтер-офицера 473-го немецкого пехотного полка 253-й пехотной дивизии Карла Петерса
Герде Беккер об осуществлении немецко-фашистскими захватчиками политики "выжженной земли"
гор. Брянск 15 сентября 1943 г.

Дорогая Герда!
...Теперь я стою в Брянске. Через город проходит передовая линия. Но это уже не город, а груда развалин. Да, когда мы сдаем город, то оставляем только развалины. Справа, слева и сзади нас высоко поднимаются взрывы. Фабрики сравниваются с землей. Огонь не берет только печи, они выглядят как лес из камней. Мосты и железные дороги летят в воздух. Громадные глыбы домов рассыпаются при хорошо организованном взрыве. Громадные пожары превращают ночь в день. Поверь мне, таких разрушений никакими бомбами англичанин не в состоянии добиться...

И если мы отойдем до границы, то у русских от Волги до немецкой границы не останется ни одного города, ни одного села. А этого он, наверное, не выдержит. Да, здесь господствует "тотальная война" в высшем ее совершенстве. То, что здесь происходит,- это нечто невиданное в мировой истории. И несомненно, это явится решающим для исхода войны, а именно - в нашу пользу. Пусть даже Томми будет в Италии, нас здесь это мало касается. Как только на Востоке закончится борьба, что уже не за горами, все остальное - детская игра. В этой великой борьбе нашего народа наша собственная судьба не имеет значения, для этого будет время, когда мир будет завоеван. Я знаю, что на родине благодаря тяжелым налетам вы переживаете трудные времена. Но, поверь мне, гораздо хуже, когда враг находится в собственной стране. Гражданское население здесь не имеет выхода. Без крова, они должны голодать и мерзнуть... Мы к населению относимся еще человечнее, чем собственные земляки...
Твой Карл.

№ 30.
Объявление командира дивизии о сожжении сел и расстреле жителей за помощь партизанам
/28 ноября 1941 г./
Крестьяне Украины!
За последние дни немецкие войска уничтожили много банд, участники которых были расстреляны, а руководители повешены.
Выявилось, что бандиты получали помощь со стороны населения. В результате этого приняты такие мероприятия:
1) село Барановка сожжено,
2) село Обуховка сожжено, а население расстреляно,
3) многочисленные посредники расстреляны в разных селах.
Хотите ли вы той же участи?
Кто имеет связи с бандитами, предоставляет им кров, снабжает их съестными припасами, помогает им каким-либо способом или умалчивает о том, где они укрываются, тот наказывается смертью. Кроме того, он втягивает в несчастье свою семью и все село.
Учитывая это, каждый, кто любит свою семью и хочет спокойно работать на своей земле, должен немедленно сообщать ближайшей воинской части или полиции про то, где именно находятся бандиты.
На Украине борьба закончена. Кто воюет дальше, тот бандит. За сообщения, в результате которых можно захватить руководителей банд и комиссаров, будут выданы денежные награды в размере до 10 тыс. руб.
Вы, украинцы, вместе с нами ведете борьбу против большевистского режима, гнета и рабства.
Командир дивизии
По моему распоряжению для всех сельских старост.
Ортскомендант обер-лейтенант

Госархив Полтавской обл., ф. 2368, оп. I, д. 4, л. 2. Перевод с украинского

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?