»»

Славная поступь ветерана


Ничто не может заменить живое слово ветерана, участника войны.

Прошло более 60 лет как отгремели залпы Великой Отечественной… Выросло целое поколение молодых людей, которые знают об этом времени только из книг, фильмов, телепередач. Но ничто не может заменить живое слово ветерана, участника войны. К горькому сожалению их становится все меньше и меньше. И тем безмерней чувство признательности и уважения к этим людям, прошедшим страшное горнило войны и отстоявшим Мир. Я горжусь тем, что учусь в школе, страницы истории которой связаны с учителем, прошедшим нелегкий путь солдата. Это - Иван Федорович Еськин - ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, Заслуженный учитель школы РСФСР и краевед.

Иван Федорович ЕськинВозникло желание познакомиться с ним лично. Вооружившись ручкой и блокнотом, диктофоном, с согласия Ивана Федоровича, я побывал у него дома. Меня встретил убеленный сединами, с трудом передвигающийся по комнате человек, но с доброжелательной располагающей к себе улыбкой, усталым прищуренным взором внимательных глаз. Он был очень рад встрече, завязался живой разговор. Его интересный рассказ я дополнил воспоминаниями коллег по отделу образования, школе № 1, архивными документами.

И все-таки сейчас, через года,
Я поняла, солдаты, слава Богу, -
Окопная суровая звезда
В то время освещала нам дорогу.
И все-таки она нам помогла
Там, где житейские бушуют войны,
Не вылететь из тряского седла
И натиск будней выдержать достойно.
Уметь спокойно презирать иуд,
Быть выше злости, зависти, наживы
Любить любовь, благословлять свой труд
И удивляться, что остались живы.
(Ю. Друнина)


Родился Иван Федорович 20 сентября 1920 года в селе Жерлык Минусинского района в трудолюбивой семье Еськиных Федора Сергеевича и Татьяны Даниловны. В семь лет пошел в сельскую начальную школу. Когда закончил 4 класса, семья переехала в г. Минусинск, а затем в 1934 году в поселок Чибижек. Там он продолжил учебу в 7 классе Чибижекской школы. Чтобы получить среднее образование, настойчивый и целеустремленный паренек перешел в школу г. Артемовска, которая находилась в 18 км . Проживал там в интернате, а один раз в неделю приезжал домой.

"Учился я хорошо, - вспоминает Иван Федорович,- на четверки и пятерки. Поэтому считал, что нужно учиться дальше. В 1938г. поехал в г.Черногорск, но из-за отсутствия средств вынужден был и работать преподавателем математики-черчения школы для взрослых и по совместительству инспектором при Черногорском отделе образования".

В 1939 г. по путевке Красноярского крайкома комсомола Иван Федорович был направлен в г. Майком, чтобы обучаться на филологическом факультете, где опять же работал заведующим школой для взрослых при Майкопском отделе образования.

"В г. Майкоп уехал один,- продолжает свой рассказ Иван Федорович,- снимал квартиру. В свободное от работы и учебы время ходил заниматься в аэроклуб. Там учились прыгать с вышки, водить самолет. Также обязательными в программе были танцы, по 2 часа в неделю. Танцы были по вечерам, а на полеты ходили в 6 часов утра. Тогда вся молодежь проходила военную подготовку. Доучиться мне не пришлось, так как шла война с Финляндией и появилась угроза нападения со стороны Турции, которая подтягивала свои войска к нашей границе. И нас, молодежь призывного возраста, мобилизовали и направили на Кавказ. Сначала мы размещались в старых русских казармах г. Кировокана, а затем перебросили в г. Ленинакан. 22 июня 1941 г. по приказу мы заняли оборону вдоль границы с Турцией. Там прибывали в составе гаубично-артиллерийского 1231 полка до направления нас на Северный Кавказ для участи в обороне Кавказа".

С этого момента начались военные испытания на прочность духа, характера, воли. С июня 1942 года Иван Федорович участвовал в освобождении городов Краснодара, Новороссийска, Анапы, Таманского полуострова. После этого полк был переброшен на освобождение Крыма и Кубани, где Иван Федорович был первый раз ранен.

Надо отметить, что 1231 артполк состоял в резерве Главного командования, и его перебрасывали туда, где было тяжело. За успешные боевые операции полк был награжден орденами Красного Знамени и Б. Хмельницкого, а также присвоено звание Севастопольского. В Крыму Иван Федорович освобождал города Севастополь и Темрюк, штурмовал знаменитую Сапун-гору, а затем были Могилев, Минск, Польша. С боями артиллеристы дошли до границы Пруссии, откуда полк был выведен из боевых частей и направлен на формирование маршевых батарей.

Так закончилась война для Ивана Федоровича. От старшины до офицера прошел он боевой путь. Несколько раз был ранен. "На войне, конечно, было страшно, - вспоминает Иван Федорович, - гибли товарищи, приходила в негодность техника, но мы - солдаты, и должны были выполнять приказ: освободить свою Родину от захватчиков. Это была настоящая школа мужества".

Мирная жизнь постепенно возвращалась на истерзанную землю… В ноябре 1945 Иван Федорович был мобилизован и возвратился домой в Курагинский район, где был назначен директором семилетней школы молмясосовхоза. А в августе 1952 г. снова призван на действительную службу в Советскую Армию, как офицер запаса, и направлен в зенитный полк г. Ленинграда.

"Дома осталась жена с двумя малыми дочерьми, - вспоминает Иван Федорович. К тому же я должен был защищать диплом, так как заканчивал заочное обучение в Красноярском пединституте, но приказ есть приказ. После смерти Сталина было проведено сокращение военных частей. Я подал рапорт, и в марте 1953 г. был демобилизован. По возвращении был назначен директором Курагинской средней школы № 2, а с августа следующего года - заведующим районным отделом образования, и проработал в данной должности 10 лет". Но любовь к детям, учительскому труду возвращает Ивана Федоровича в школу.

"Я очень хотел посмотреть "изнутри", что же происходит в тот период в школе, - продолжал Иван Федорович. "Директорствовать" меня отпустили всего на один год… До 1973 года я проработал заведующим районным отделом образования, а после этого, директором школы-интерната № 2, откуда ушел на пенсию по возрасту в 1982 году ".

Иван Федорович очень скромный человек. В беседе он ни разу не похвалил себя. Хотя за 20-летний период его работы заведующим отделом образования успешно решались многие проблемы. В это время проходило строительство "трассы мужества" Абакан-Тайшет, и на всем ее протяжении по территории района необходимо было строить школы, обучать не только детей, но и рабочую молодежь. Школы в своем большинстве располагались в приспособленных помещениях.

По архивным документам можно проследить, что в этот же период решался вопрос о подготовке типовых проектов школ двух горнорудных поселков: Большой Ирбы и Краснокаменска. Были заложены и построены каменные здания школ в п. Курагино № 1 и № 3, деревянные - Пойловская, Рощинская, открыт интернат для детей с отклонениями в развитии.

Большое внимание уделялось Курагинскому детскому дому, находившемуся в с. Березовское Курагинского района. Благодаря Ивану Федоровичу и инспектору отдела кадров Ковалеву Михаилу Тимофеевичу был подобран замечательный коллектив воспитателей, которые старались заменить детям родителей. В детдоме работали кружки, духовой оркестр, который славился на весь район. Дети приучались к труду: было подсобное хозяйство, земельный участок, воспитанники обеспечивали себя продуктами питания. В 1968 году у них были: телевизор, 2 магнитофона, эпидиаскоп и фильмоскопы, киноаппарат, радиоузел, несколько радиоприемников с проигрывателями, два комплекта духовых инструментов, баяны, аккордеоны, пианино и др.

Иван Федорович Еськин Большое внимание Иван Федорович уделял патриотическому и нравственному воспитанию учащихся. Впервые была проведена и широкий размах в дальнейшем приобрела игра "Зарница". Сначала ее провели на территории района, а потом лучший отряд поехал в г. Красноярск для участия в краевой игре. Также школьники ездили с экскурсиями в Белоруссию по местам боевой славы земляков-курагинцев.

Успешно проводились в районе смотры детской художественной самодеятельности, выставки детского технического творчества, районные слеты пионерской организации, а также краевой геологический слет.

По воспоминаниям учителя нашей школы Веры Яковлевны Белевой, Иван Федорович, будучи директором школы, внедрял школьное самоуправление. Тогда это было большим новшеством. Он поручал самостоятельно учащимся руководить школьным музеем, решать вопросы школьной жизни. Многие помнят такой факт, что Иван Федорович лично взял шефство над "сложным" парнем - Астаховым Денисом, который жил с бабушкой. Благодаря Ивану Федоровичу он стал директором школьного музея, успешно закончил школу и пошел по его стопам - закончил исторический факультет пединститута.

Под непосредственным руководством Ивана Федоровича в районе развивалось и музейное дело. Первый музей был образован в семилетней школе с. Курагино. "Я прямо заставлял директоров школ заниматься созданием музеев, - продолжает рассказ Иван Федорович, - так как районного музея в ту пору еще не было. И обязательно, чтобы в них была отражена история сел и деревень, участие земляков в Великой Отечественной войне. Так были образованы 12 школьных музеев. Лучший из них был, конечно, в Курагинской семилетней школе, а также в Шалаболинской, Имисской и других. Потом в школе № 1 был создан кружок экскурсоводов, и лучшие из них ездили на краевой конкурс".

Любовь к истории родной земли, к краеведению Иван Федорович пронес через всю жизнь. Будучи на пенсии, он был хранителя фонда районного музея и в 80-х годах прошлого века буквально заново создавал его с ветеранами, был руководителем кружка экскурсоводов в районный Дом пионеров, помогал краеведу Шароватову А. Г. воссоздавать историю района в книге "История Курагинского района", которая в настоящее время хранится в районном музее.

Более 10 лет Иван Федорович был председателем районного Совета ветеранов и организовал его стабильную работу: стали регулярно проводиться заседания Совета ветеранов и отчетно-выборные собрания, решаться бытовые проблемы ветеранов. Под руководством Ивана Федоровича формировалась "Книга памяти" погибших курагинцев, и он являлся членом редакционной коллегии данного издания. Активное участие Совет ветеранов принимал в строительстве районного парка имени 40-летия Победы и главного мемориала.

Иван Федорович всегда был активным общественником: неоднократно избирался депутатом районного Совета, делегатом профсоюзных, комсомольских и партийных конференций, был членом общества "Знание", внештатным охотничьим инспектором и инспектором Госавтоинспекции, корреспондентом районной газеты "Заветы Ильича".

После войны Иван Федорович неоднократно выезжал на встречи с однополчанами. Они посещали места былых боев и вспоминали павших товарищей. За заслуги перед Родиной Иван Федорович награжден многими боевыми и трудовыми правительственными наградами: Орденом Красной Звезды, медалью "За отвагу", "За освоение целинных и залежных земель", юбилейными медалями. Ему неоднократно вручались Почетные грамоты Министерства Просвещения, Красноярского крайисполкома и краевого отдела образования, Курагинского райисполкома, объявлялись благодарности. А в 1968 году Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 31 января 1968 г. за заслуги в области просвещения присвоил Ивану Федоровичу почетное звание "Заслуженного учителя школы РСФСР".

Когда я знакомился с его наградными документами, то обратил внимание, что Иван Федорович очень дорожит ими: удостоверения и грамоты бережно разложены по папочкам, каждое он помнит. Думаю, потому, что за каждой из них стоит огромный труд. Но, наверное, самая большая награда для учителя - это добрая память учеников и коллег.

"Мы его все любили, - вспоминает инспектор отдела образования Галина Андреевна Мокова, - он был всегда вежливый, тактичный, добрый. Никогда не "воспитывал" подчиненных. Сколько его помню - он всегда такой".

А на вопрос: Почему к нему все хорошо относились? Иван Федорович ответил так: "А зачем человека унижать. Никогда это не надо делать. Он и так поймет, что не прав. А если я начну его ругать, - это значит, что я себя плохо веду по отношению к провинившемуся, и он мне ответит тем же. Если надо было, то делал отдельно замечание, а если оно не действовало, то просто советовал сменить работу".

Иван Федорович с супругой Екатериной Минеевной, также участницей Великой Отечественной войны, ветераном труда, воспитали 4 дочерей, все получили высшее образование, разъехались по другим городам. Но дом Еськиных никогда не пустует. Их приходят навещать коллеги, друзья, школьники. Несмотря на потерю здоровья, Иван Федорович сохранил ясность ума, память. В настоящее время он сотрудничает с Курагинским архивом - пишет воспоминания и очень хочет принять участие в Параде Победы 9 мая. Для этого делает зарядку, "расхаживается" по дому, чтобы не залежаться.

Слушая рассказы ветерана и отзывы его коллег о нем, оставалось только удивляться и восхищаться: сколько нужных и полезных дел человек может сделать за свою жизнь! Думаю, что это произошло благодаря его личным качествам: высокой работоспособности, чувству долга и ответственности за порученное дело, справедливости и взаимовыручке, закаленных в боях при защите Отечества.

В заключение одной из бесед Иван Федорович сказал: "Никогда я не ждал награждений за свой труд, а просто работал и все". Вот на таких скромных, щедрых душой людях, и держится земля российская.


Калюга Дмитрий - учащийся
10 класса "А" Курагинской
средней образовательной
школы № 1



Используемая литература и источники:
1. Курагинский районный Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет.
2. Фонд личного происхождения "Новоселова Вера Федоровна".
3. Фонд личного происхождения "Семья Булдаковых".
3. Фонд личного происхождения "Чубарова Матрена Петровна".
3. Книга Г. К. Артемьева "375 лет Курагино", Абакан, 2001 г.

В исследовательской работе использованы также воспоминания Еськина Ивана Федоровича, его коллег: Карих Фаины Ефимовны, Моковой Галины Андреевны, записанные автором.

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?