»»

Душа, воплощённая в картинах


"А, как же?" - говорил он. - "Дети, смотрят на меня, берут пример, я не могу не соответствовать. Не могу опоздать, подвести…".

Валерий Георгиевич Ануфриенко - художник, воспевший в своих живописных полотнах красоту Курагинскрго района, неповторимую природу: реки, горы, поля, окрестности, улицы родного поселка. Увековечил он своим творчеством и простых людей: сельских тружеников, учителей, врачей и всех тех, кто отдавал свои силы на благо Курагинской земли.

Валерий Георгиевич Ануфриенко и Надежда МисюроваОн сам говорил: "Я искренне люблю простых людей, тех, кто на земле работает. Рисовать портрет такого человека - это же такая радость, просто наслаждение. И неважно, заплатят ли за работу деньги, продам ли я ее, все это вторично. Главное - получить удовольствие от своего труда, передать внутреннее состояние человека".

Валерий Георгиевич был предан Курагинскому району, любил его и более сорока лет прославлял своим талантом. 23 мая 2015 года он отметил бы юбилейную дату, своё 75-летие, но судьба распорядилась иначе. Почти год назад он ушёл из жизни. Но остались его творческие работы - живописные и графические картины, светлая и добрая память о нём.

Курагинцы знают, что Валерий Георгиевич долгие годы занимался педагогической деятельностью. Работал учителем рисования и черчения. Многие наши земляки, которые уже выросли и, как говорится, вышли в люди, занимают солидные должности, были учениками Валерия Георгиевича Ануфриенко. Постоянно слышу от разных знакомых: "Я был учеником Валерия Георгиевича, я была его ученицей....". И думаешь, сколько человек пропустил он через своё сердце, отдал своим ученикам своё внимание, тепло, доброту, знание, сердечность, иначе невозможно получить результат и заронить в сердце ребенка всхожее зерно. Поэтому и остался Валерий Георгиевич в памяти стольких людей. Многие вспоминают его добрым словом, у каждого сохранились свои личные воспоминания о нём.

Валерий Георгиевич был учителем в подлинном смысле этого слова: "А, как же? - говорил он. - Дети, смотрят на меня, берут пример, я не могу не соответствовать. Не могу опоздать, подвести…". Он был человеком той эпохи, той закалки, тех нравственных принципов, которые забываются в наши дни. Такие люди встречаются всё реже и реже. И вместе с тем он не был не современным человеком. Живо всем интересовался, старался быть в курсе разных событий, как страны, так и жизни района - культурной, политической, информационной.

Я знала Валерия Георгиевича на протяжении многих лет, общаться с ним было очень интересно. У него, как у творческой личности, было особое видение, нестандартный взгляд на мир, он подмечал разнообразные краски и оттенки жизни, которые не заметны простому обывателю. Такие люди не живут лишь хлебом насущным, им открыт более захватывающий мир - бесконечный, разнообразный мир искусства. Мне нравилось это необычное видение, нестандартные идеи, полёт воображения. Чувствовалось, что он молод душой и открыт для познания нового.

Когда мне было пятнадцать лет и единственным средством самовыражения, доступным мне из-за болезни, стало рисование. Тогда судьба свела меня с Валерием Георгиевичем Ануфриенко, произошло моё знакомство с ним. Он не учил меня рисовать, а старался развить индивидуальный стиль, не похожий на другие, в соответствии с моими возможностями и способностями. Расширил мои познания, горизонты, учил воспринимать не только академическую живопись, классический рисунок, но и художников-новаторов, делающих акцент в своих работах на цвет и форму.

Тогда же Валерий Георгиевич познакомил меня с творчеством красноярского художника Андрея Поздеева, которого называют сибирским Матиссом. В Красноярске, на проспекте Мира, в толпе можно заметить необычного прохожего: чудаковатого старичка с мольбертом через плечо и большим зонтом. Горожане воспринимают бронзовую двухметровую скульптуру Андрея Поздеева не как памятник, а как живого человека, с которым можно поздороваться, сфотографироваться, взять за руку. А.Г.Поздеев говорил: "Художник как личность более индивидуален.

Он позволяет себе то, что другие люди, может быть, и не позволяют. Но на нем лежит большая обязанность: отдавать себя, каков он есть. Он обнажается... И он обязан еще иметь голову, думать, как философ. Философы мысли - невероятная вещь. Они говорят об одном и том же, но каждый со стороны своей индивидуальности. А я еще обязан цветом передавать. И я обязан, если я влез в это дело на всю жизнь - а здесь жизни мало, - все время совершенствоваться и развиваться до самого последнего дня, сколько мне отпущено судьбою". Андрей Геннадьевич Поздеев был одним из любимых художников Валерия Георгиевича, со словами которого можно согласиться. Внутренний мир творческого человека должен быть разнообразен и богат, он постоянно стремиться к совершенствованию себя, открывает новое, самообразовывается, черпает вдохновение, не останавливается на достигнутом.

Валерий Георгиевич был постоянно в работе, всегда чем-то занимался. Помимо живописи, писал очерки, рассказы, повести, стихи, которые печатались в разных изданиях. Он читал много разной литературы, выделял на это время. Проводил творческие встречи со школьниками, радость от этих встреч была взаимной. Детям было интересно общаться с таким человеком, выполнять его задания, отвечать на вопросы, они не отпускали его, просили приходить еще. Самого Валерия Георгиевича общение с детьми окрыляло, вдохновляло, придавало молодости и сил. Он предчувствовал, что, возможно, время его ограничено, спешил жить, доделывал важные дела. Но сколько бы человеку ни было лет, душа его остается прежней.

Помню, как Валерий Георгиевич читал свои новые стихи, они у него всегда были заготовлены. Я удивлялась его вдохновенной работе - ни дня без строчки. Всё его трогало… Как творческая натура, он был раним и уязвим, очень тонко и чутко воспринимал мир. Берег свое равновесие и состояние вдохновения. Не каждый способен пронести его через всю долгую жизнь. А Валерий Георгиевич мог выйти на прогулку, и какая-нибудь подмеченная им деталь - человек ли, состояние природы, небо, река могли вдохновить его на написание нового стихотворения или очерка, которые он с мальчишеским огоньком в глазах с радостью читал. Обычно с возрастом такое по-детски яркое восприятие мира утрачивается, но у него всё было иначе.

Так как я увлеклась в основном графическим рисунком, Валерий Георгиевич приобщил меня к творчеству Нади Рушевой, принёс альбом с её работами. Эта юная художница оставила после себя 12000 графических рисунков, несмотря на свою недолгую жизнь. Казалось, она рисовала одним взмахом, одной точной линией, на одном дыхании.
Валерий Георгиевич Ануфриенко
Конечно, общение с таким человеком, как Валерий Георгиевич, повлияло на мою жизнь, обогатило и наполнило её. Когда я была ещё подростком, Валерий Георгиевич принёс мне книгу "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери, я ее тогда в первый раз прочитала. Маленький принц - философ, трогательный, открытый, в тоже время живущий на своей маленькой планете, старающийся сохранить на ней порядок, человек с чертами взрослого и ребёнка, преданный своей Розе, любивший встречать закаты. Сейчас мне подумалось, что Валерий Георгиевич чем-то похож на Маленького принца. Пусть, кто-то улыбнется моим измышлениям, это и хорошо, это по-доброму.

Как это часто бывает, когда человек уходит, остаётся ощущение недосказанности... Нам кажется, что мы не всё сказали и сделали по отношению к нему. На ум приходят новые слова, решения, переоценка всего. Но вот уже не скажешь... Как христианка, я верю, что человек не исчезает, не уходит в небытие. Душа его бессмертна и продолжает жить и, возможно, даже слышит нас. О Валерии Георгиевиче остались самые теплые воспоминания, и мне будет не хватать такого друга, как он. Нам в наследие остались его творческие работы - его картины, выполненные рукой мастера.



Надежда Мисюрова

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?