»»»

Святитель Лука Войно-Ясенецкий


Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Святитель Лука Войно-Ясенецкий - один из самых удивительных людей, как двадцатого века, так и всей мировой истории. Блестящий хирург, исследователь, он совершил настоящий прорыв в медицине. За книгу "Очерки гнойной хирургии " он, епископ, стал лауреатом Сталинской премии первой степени. На архиерейском престоле и в изгнаниях и ссылках, он всегда заботился о людях, будучи врачом и душ, и тел.

Святитель Лука Войно-ЯсенецкийАрхиепископ Лука - в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961гг.) - в 1995г. причислен к лику святых Симферопольско-Крымской епархией, где был правящим архиереем с 1946 по 1961гг. до самой смерти. Мощи его находятся в кафедральном Троицком соборе Симферополя. В октябре 1999г. он причислен к лику местночтимых святых Красноярской епархией. В апреле 2000г. Войно-Ясенецкий реабилитирован Главной военной прокуратурой Генпрокуратуры РФ. В августе того же года на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви архиепископ Лука причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Красноярский край в судьбе хирурга с мировым именем и святителя Луки (Войно-Ясенецкого) стал его голгофой. Здесь в 1924 году начался его страдальческий путь узника, здесь он и завершился в 1942 году.

Святитель Лука отбывал ссылку на нашей Сибирской земле. Прошел по этапу Ташкент - Москва - Енисейск - Туруханск - деревня Плахино (между Игаркой и Дудинкой). С марта 1940-го работал хирургом в ссылке в Большой Мурте, что в 110 километрах от Красноярска. С октября 1941 года был консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя (в красноярской школе № 10, где располагался один из госпиталей, в 2005 году открыт музей). Срок ссылки закончился в середине 1942 года, и этой же осенью Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием епископ Лука возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру, он стал архиепископом Красноярским и Енисейским.

Как писал в мемуарах, уже на склоне лет, архиепископ Лука: "Религиозного воспитания я не получил, и если можно говорить о наследственной религиозности, то, вероятно, я унаследовал ее главным образом от очень благочестивого отца". На формирование его веры повлияла, несомненно и близость такого уникального центра Православия, как Киево-Печерская Лавра. Церковная жизнь, бившая здесь ключом, обилие богомольцев, вереницей шедших на поклонение киевским святыням, - все это давало богатую пищу для размышлений юноши. Истинное понятие о христианской вере Валентин Войно-Ясенецкий получил, усердно прочитав Новый Завет, подаренный ему директором гимназии при получении аттестата зрелости. Многие места этой святой книги произвели неизгладимое впечатление на юношу.

С детских лет у Валентина обнаружились способности к рисованию. Параллельно с гимназией он заканчивает Киевское художественное училище. Долго колебался в выборе жизненного пути, сначала склоняясь к карьере художника (год проучился в художественной школе Мюнхена), затем юриста (1897-1898гг. юридический факультет Киевского университета).

Окончательный же выбор остался за медициной, поскольку, с точки зрения молодого человека, полного идей народничества, именно в медицинской помощи особенно нуждалась российская глубинка, он загорелся идеей стать "мужицким врачом". В 1898 - 1903 годах Валентин Войно-Ясенецкий учится на медицинском факультете Киевского университета, показывает блестящие способности в хирургии и действительно становится земским врачом-хирургом "на все руки".

Во время русско-японской войны В. Ф. Войно-Ясенецкий добровольцем едет на Дальний Восток в Читу, где заведует хирургическим отделением. В 1904 году он женится на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской. В 1909 году Войно-Ясенецкий становится главным врачом городской больницы в Переславле-Залесском, где на 30 койках без электричества, водопровода, рентгеновского аппарата ему удается за год выполнить более 1000 стационарных и амбулаторных операций, то, что сейчас выполняют за год бригады из 6-7 хирургов. С 1913 года здесь же он начинает заведовать госпиталем для раненых, проводя самые сложные хирургические вмешательства.

В 1916 году Войно-Ясенецкий блестяще защищает докторскую диссертацию по регионарной анестезии, ему присваивается звание "доктор медицины" и вручается награда Варшавского Университета за лучшее сочинение, пролагающее новые пути в медицине. В своей диссертации он открыл новые доступы и методы обезболивания седалищного и срединного нерва, что до него считалось невозможным. В 1917 году Войно-Ясенецкий назначен главным врачом первой городской больницы Ташкента.

В 1916 году, в год блестящей защиты мужем докторской диссертации, его жена Анна Васильевна заболевает туберкулезом. Тяжелый переезд с детьми в Ташкент, невозможность полноценно питаться, а иногда и голод, постоянная забота о детях, страх за мужа подрывают окончательно ее здоровье. В 1919 году по наводке пьяницы-препаратора морга Войно-Ясенецкого арестовывают, и он в течение суток ожидает расстрела. После этого случая жена больше не встает с постели и 27 ноября умирает.

Знаменитый ташкентский хирург и ученый, отец четырех детей, Валентин Феликсович Ясенецкий принял монашеский постриг после смерти жены и стал епископом в мае 1923 года, когда по всей России шли массовые расстрелы православных. Только с 1922 по 1923 годы новый кровавый режим расстрелял 40 тысяч представителей духовенства, более 100 тысяч активно верующих - членов церковных общин.

В 1923 году через десять дней после принятия сана епископа Луку арестовывают и ссылают в Сибирь. Четверо детей Луки, старшему из которых 15 лет, остаются на попечении хирургической сестры больницы Софьи Сергеевны Ветлицкой. Их немедленно выгоняют из дома. Енисейск, Хая, Туруханск, Красноярск, заполярный поселок Плахино на три избы, миокардит, тяжелая болезнь ног, возможность верной гибели и спасение - эпопея первой ссылки Луки. 1926 год - возвращение из ссылки, полный разлад с детьми, которых преследуют как детей врага народа. Переносит тяжелый возвратный тиф (заразился при вскрытии трупов). В 1930 году - новый арест по сфабрикованному обвинению, год тюрьмы, тяжелые болезни (склероз аорты, кардиосклероз, расширение сердца, сердечная декомпенсация, отеки). Котлас, Архангельск - места второй ссылки. 1933 год - освобождение из второй ссылки, уезжает работать в Андижан, где заболевает тропической лихорадкой, осложнившейся отслойкой сетчатки левого глаза. Две операции без эффекта и полная потеря зрения на левый глаз после серии несчастий с детьми.

1937 год - "год большого террора" - новый арест 60-летнего профессора, 13-суточный конвейерный допрос без сна, голодовка, побои, истощение, обмороки, обвинение в шпионаже в пользу Ватикана. Второй "конвейер" - 18 суток, голодовка, галлюцинации, сердечная недостаточность, отеки, асцит. Приговор - 3 года ссылки по этапу: Ташкент, Алма-Ата, Новосибирск, Красноярск, Большая Мурта, Томск. Переносит тяжелую неврастению. С 1941 по 1943 год консультант всех госпиталей Красноярского края остается на положении ссыльного.

Все это - лишь сухая хронология событий, каждый ряд мог бы послужить отдельной жизнью трех разных людей, но в том то и дело, что речь идет об одном человеке. Как возможно такое соединить в одной жизни, вместить в одном сердце? А вот и указание самого В. Ф. Войно-Ясенецкого: "Если станете описывать мою жизнь, не пробуйте разделять хирурга и епископа. Образ, разделенный надвое, неизбежно окажется ложным". И действительно, это была на удивление цельная натура. Перечисляя черты его характера современники не раз употребляли слово "талантливый": талантливый хирург, талантливый лектор, талантливый проповедник, талантливый художник, талантливый диагност. Те, кто читал "Очерки гнойной хирургии", смело можно добавить - талантливый писатель. И это вместе с такими чертами, как: несгибаемый, дружелюбный, высоконравственный, спокойный, целеустремленный, строгий, сильный духом, одаренный.

И еще следует отметить два очевидных качества: чувство справедливости и чувство долга. Эти два качества проявили себя уже в молодые годы, когда Войно-Ясенецкий избирает медицину как наиболее нужную и полезную для других дорогу в жизни, а также тогда, когда впервые выступает перед студентами своего курса как обличитель допущенной к одному из товарищей несправедливости. Далекий от политики, всерьез обратившийся к религии после смерти своей жены, Войно-Ясенецкий принимает священнический сан в знак протеста против начавшегося гонения на Православную Церковь. Именно в этом он видел свой долг и выполнил его до конца. Ведь, по сути, единственным требованием его мучителей было отречение от сана. Но у Святителя Луки была одна жизнь и одно служение. Единственное, чего могли добиться власти, - это лишить его возможности официально служить в качестве лица духовного.

Но и это им не удалось, в его мемуарах мы находим воспоминания о чудесном всенощном бдении, отслуженном на берегу Ангары и о крещении сына таежного охотника в низкой избе, где вместо епитрахили он надел на себя два сшитых вместе полотенца, а вместо миропомазания призывал Духа Святаго возложением рук на главу младенца. Какое мужество надо было иметь ссыльному епископу, чтобы так открыто продолжать свое служение Господу! Мы знаем, как за совместное с другими заключенными Рождественское Богослужение немедленно перед бараком были расстреляны несколько архиереев Русской Православной Церкви, причисленных сейчас к лику святых. Из воспоминаний самого Владыки Луки известно об издевательствах над священниками, которых старались поместить в камеры вместе с уголовниками. В битве духовной позиции сторон всегда равны и в этой битве победа была на стороне святителя.
Святитель Лука Войно-Ясенецкий
Но не только о молитвенном служении, которое не прекращалось в душе Святителя Луки, должна идти речь. Со всем основанием можно считать, что ни на минуту не прекращалось и явное Богослужение, поскольку в Православии лечение и уход за больными Святые Отцы Церкви всегда приравнивали к Богослужению в Храме Господнем. И десятки тысяч излеченных больных Владыки Луки - это все молитвенники за него. Вся его жизнь - одно служение. Прошло 50 лет со дня кончины Архиепископа Луки, и сейчас нам остается лишь взять в руки его произведения научные и богословские и через них попытаться проникнуть в мысли этого необычного человека. Кстати, о мыслях. Надо ведь знать, куда мы собираемся проникать. Кто, как не выдающийся топографоанатом и нейрохирург, каким был Войно-Ясенецкий, должен нам подсказать, где находятся мысли человека.

Откроем его научно-богословский труд "Дух, душа, тело", в котором собраны самые последние достижения научной мысли того времени и с позиции этих знаний рассматриваются известные места Святого Писания. В этой удивительной книге знаменитый ученый и экспериментатор, богослов и философ как бы соединились вместе. Автор легко переходит от квантовой механики и процессов аннигиляции и материализации к психическим процессам. Автор отмечает необычную чувствительность сердца человека к "жизненным треволнениям". Ссылаясь на работы И.Павлова, Войно-Ясенецкий описывает строение и функции сердца и тут же приводит массу выдержек из Священного Писания, указывающих на сердце как орган высшего познания человека. Сердце, по мнению автора, может ощущать благодатное воздействие Духа Божия, что проявляется в тихой радости, глубоком покое и теплоте, всегда возрастающих после молитвы и добрых дел. В то же время, воздействие на сердце духа сатаны вызывает смутную тревогу, какое-то жжение, безотчетное беспокойство. Сам автор имеет опыт сильнейших сердечных откровений, "колоссальных" потрясающих, несравненных с силой каких бы то ни было обычных психических воздействий. Святитель Лука пишет о сердце, как об органе, который совершенствует и исправляет Бог, как центр нашей духовной жизни и Богопознания.

Невозможно в таком малом объеме уместить всю хронологию неординарной и подвижнической жизни Святителя Луки, но хоть небольшой рассказ о его подвигах и самоотречении во имя людей и Бога, заставит кого-то задуматься об истинных ценностях жизни на земле.


Материал подготовила Надежда Мисюрова,
пресс-служба Свято-Духовского храма, п Курагино

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?