»»»

Путешествие в страну хрустальных рек


Когда МЕЧТЫ сбываются (Из дневника Н. М. Шуниной, редактора детской православной газеты "Лучик" г. Минусинск)

Мы задумали это путешествие на лодках и плотах по горной реке Казыр, когда стояли морозные и очень короткие дни накануне Рождества. Чудеса случаются! Мечта приобрела черты реальности на Масленицу. Организатор православного конкурса - Фонд Серафима Саровского - поддержал нашу идею, и проект "Слово и Дело" ожил: начала выходить газета "Лучик", ребята в первую паломническую поездку в июне увидели Троицкий храм в с. Шалаболино. А взрослые в это время готовились к сплаву, ведь многодневный водный маршрут - дело нешуточное, надо запастись снаряжением, проверить его на прочность, всё предусмотреть.

Отъезд

До отъезда осталось_5 минутИ вот настал день отъезда. Утром 24 июля солнце во всю сияло на небе, но синоптики обещали уже через день грозовые дожди, и всё же это не смущало юных путешественников. Быстро погрузив надувные лодки, плот и свои рюкзаки в прицеп, они попрощались с родными. Чтец Спасского собора Егор Потылицын пожелал всем доброго пути, и автобус вырулил на трассу Минусинск - Курагино.

В КочергиноВот мелькнули слева голубые купола Маломинусинской церкви во имя Казанской иконы Богородицы, открылись глазу поля и леса у подножия горы Тараски, за перевалом проглянуло голубое око озера Кызыкуль на юге и горная гряда Убрус на северо-востоке.

Первая остановка в Кочергино у ограды Вознесенского храма. Входим под своды отреставрированной церкви, где идет многолюдное воскресное богослужение, тихо ставим свечи, и снова в путь. Въезжаем на мост. "Что за река?", - спрашивают младшие путешественники. "Это Туба. В нее впадают Казыр, Кизир и Амыл, поэтому она такая полноводная, - поясняют им старшие. - Этот мост называется за свою красоту "Корона Тубы".В храме Курагино

Еще через 12 километров - районный центр Курагино. Расспрашиваем пешеходов, как проехать к храму, смотрим на часы: до назначенного нам здесь напутственного молебна осталось полтора часа, поэтому идем осматривать парк на берегу Тубы. Красивая аллея стройных елей указывает путь к обелиску воинам, памятнику декабристу А. И. Тютчеву, танку и пушке времен Великой Отечественной войны. Везде чисто, на детской площадке гуляют малыши с родителями. Молодцы, курагинцы, хорошо заботятся о своем уютном парке.

В храме КурагиноЕще красивее в ограде храма: везде цветы, дорожки выложены плиткой. Сам храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, похож на сказочный терем, построен из дерева. Таким его задумал и возвел о. Александр. Его могила рядом с храмом утопает в цветах. Он хотел и в с. В парке КурагиноЧеремшанка на Казыре, куда мы едем, тоже построить церковь, но не успел. Теперь строительство ведет о. Алексей Решетников, настоятель храма в п. Б-Ирба. Его-то мы и ожидаем здесь, чтобы они вместе с о. Игорем совершили молебен о благополучном путешествии, благословили нас на добрые дела. В храме очень тихо. Служба уже прошла, и мы одни рассматриваем убранство церкви, поднимаемся на хоры, видим, как солнце падает на резной иконостас…

Входят батюшки, тепло здороваются: "Мир вам!" Торжественно и проникновенно звучит молитва. Ребята, притихнув, вслушиваются в голоса священников и вторящей им матушки - и все это только для нас одних в этом храме-тереме.

Полуденное светило вовсю поджаривает асфальт, а когда он кончается - гравийную дорогу, которая то близко подходит к берегу реки, то вновь прячется в зелени. Едем долго, все уже устали смотреть в окна, кого-то сморила дрема…
Черемшанка
Наконец въезжаем в Черемшанку. Ненадолго останавливаемся возле строящегося храма в честь иконы Богоматери "Целительница" и вновь, теперь уже в ближний путь, до деревни Гуляевки с ее знаменитым порогом. Смотровая площадка на крутом правом берегу Казыра над самим Гуляевским порогом обустроена беседкой. Здесь нас уже ждут с бутербродами и чаем наши спутники, доехавшие быстрее нас. Река, стиснутая берегами, бьётся в каменистом русле. Прозрачно-голубая вода пенится и с рёвом несётся вниз.

Влажный воздух холодит лицо, сквозит от реки так, что хочется одеться потеплее. Но долго любоваться этой борьбой воды и камня мы не можем - надо засветло найти на берегу удобное место для ночлега и разгрузить снаряжение, чтобы быстрее отпустить водителя в обратный путь.


Первый лагерь

На Гуляевских порогахМашина ушла, оставив нам гору из спальников, коробок, мешков и мешочков с продуктами, палаток, котлов, рюкзаков. Как всё это разместить завтра на одном плоту и шести лодочках? Но вот уже в костре потрескивает сушняк, и из котла потянуло вкусным варевом; кто ставит палатки, кто взялся накачивать плот и лодки, чтобы к утру убедиться в их надежности, кто сортирует продукты, - все в заботах. Вот и флаг экспедиции поднят, и у каждого повязан ярко-оранжевый галстук, - мы теперь - команда флотилии "Лучик".

"Над лагерем горит Полярная звезда", - звучит песня под гитару у ночного костра. Находим на небосводе Полярную звезду, а вслед за ней и созвездия Лебедя, Северной короны, Кассиопеи, Волопаса…
Звезды ясные - это значит, что день завтра будет солнечный.


День второй. Начало сплава

Сплав началсяПримета не обманула. Завтрак у дежурных поспел вовремя, поели быстро, а вот грузились… Наконец, помолясь, отчалили. Река плавно подхватила резиновые суденышки, и только быстрое мелькание камней под днищем указывало, что скорость течения в Казыре - о-го-го! Не успели осмотреться - впереди замаячил крутой берег с домиками на косогоре. Это Черемшанка. Здесь нас ждут. Возле строящегося храма надо расчистить от гравия проходы и этим же гравием отсыпать площадку у входа, - за эту тяжелую работу взялись подростки постарше, а остальные, - кто красит храм снаружи, кто прибирается внутри.

Солнце так припекает, что питьевая вода идет на "ура". Нам рассказали, что среди верующих из деревни на благоустройстве храма трудились даже инвалиды и очень старенькие жители. Мы тоже не подкачали, приятно было смотреть на результаты своего труда, когда покидали ограду храма.

После короткого перекуса поспешили плыть дальше, помня, что в этот день, по хорошей погоде, надо преодолеть как можно больший отрезок пути. Казыр вскоре изменил направление, от Петропавловки он резко уходит на юг и начинает делиться на рукава. В одном месте течение разделили участников сплава: лодки успели свернуть в одну протоку, а неповоротливый плот унесло в другую. Мы потеряли друг друга из виду, разделенные большим островом. Увидев отличный песчаный берег, остановились, чтобы подождать плот. Место было обжитое, кто-то здесь уже стоял лагерем до нас: запас дров и колья для навеса убедительно говорили об этом. Решили, что тоже заночуем здесь.

"Наши плывут!", - закричал кто-то и все увидели, как показавшийся из-за поворота плот течением отбивает от берега. Плывущие на нем старательно гребли веслами, но река была сильнее их. Пришлось нам быстро залезть в воду и, взявшись за руки, ухватиться за брошенную с плота веревку и подтянуть его на мелководье.

Пока готовился ужин, наш Главный Рыболов нашел клёвое место и за полчаса наловил целую связку хариусов. К вечеру на реке поднялся порывистый ветер, и стало очевидно, что плохой прогноз погоды на завтра сбудется.


День третий.

На рассвете нас разбудил стук дождевых капель о крышу палатки. Неужели обещанный грозовой фронт настиг нас? Но вскоре дождь стал реже и, наконец, стих вовсе. Песчаный пляж промок всего сантиметра на три. Тучи клубились над горами, но пока завтракали, в разрывах облаков кое-где уже синело небо. Наш путь был всё дальше на юг, где на горизонте показались острые вершины гор.

Знакомство с картой Вскоре облака поредели и проглянуло солнце. Казыр в этом месте течет одним руслом. Берега обрывистые. Вода пробила себе дорогу через горный кряж, сложенный светло-серыми известняками. Они образовались в глубокой древности из раковин моллюсков, населявших теплое море. Это было около 500 миллионов лет назад, но в камне еще можно кое-где различить следы скорлупок. Местами среди скал виднелись глубокие пещеры и камни причудливой формы, напоминающие то морду зубастого дракона, то смешного одноглазого чудовища.

По карте мы определили, что вскоре справа по курсу должна появиться деревенька Малиновка. И правда из-за скалы проглянул пологий берег, несколько маленьких домиков, похожих на дачные строения. И что это? Мужчина у самой воды ведром поливает каких-то животных. Когда подплыли ближе - разглядели, что это целый выводок поросят размером с собаку. Все одного роста, они резво бегали вокруг, явно получая удовольствие от холодного душа. "Почем продаете? - крикнули с одной лодки. "Не продаются!" - ответил хозяин.

Сразу же Малиновкой река вынесла нас к отвесной скале, похожей на гигантский рыбий плавник, или парус. Красиво место облюбовали себе когда-то жители этой деревни. А река преподносит нам очередной сюрприз. За поворотом стремнина неожиданно выносит лодки на перекат, где на мелкой воде застряло огромное дерево, и его ветви почти перегородили реку. Лодчонки увертываются от преграды, а неповоротливый плот несется прямо на голые сучья, грозя пропороть резиновую посудину. Весла гребцов лихорадочно молотят по воде, леска удочки запуталась в ветках и лопнула со звоном, плот карябнул по камням и, наконец, вывернулся на чистое место. Пронесло!

Скалы над водойВ этот миг нашу флотилию нагнала моторная лодка спасателей, которые третьи сутки искали в реке погибшего в Гуляевском пороге подростка. "Они видели, в какой опасной ситуации мы были, и сейчас могут сделать какие-то замечания", - подумали мы. Но спасателям было не до нас, обследовав береговую зону, затоны, моторка резко повернула и вновь ушла вверх по течению. Пронесло и на этот раз.

"Скоро будет твоя скала?" - спрашивали у Иннокентия, который несколько лет назад с отцом уже побывал в этих местах и, получив утвердительный ответ, приободряемся. Всем хочется уже размять ноги, попить чаю. Все ждут остановки.

И вот он - Иннокентьевский воклюз - отвесная скала с глубокой расщелиной, из которой ледяной, с очень вкусной водой, ручей. На привале кто фотографируется у скалы, кто собирает цветные голыши на берегу, кто рассматривает растения: "Смотрите, здесь цветет богородская трава!" Солнце здесь жарит нещадно, но стоило нам выйти вновь на фарватер, как свежий встречный ветер показал, что Казыр - река студеная.

Первая стоянкаПлот все время отстает от лодок, его брезентовые стенки и крыша, его стабилизаторы на днище - все тормозит движение. Решаем взять его на прицеп. К лодке, управляемой самым опытным и сильным гребцом, цепляем плот и еще одну лодочку. Теперь у нас "Ноев ковчег" на буксире у "Труженика Казыра". Самую легкую лодочку, которая все время норовит далеко опередить всех, назвали "Водомеркой" за схожесть с насекомым, умеющим бегать по воде как посуху. А лодку, которая шла на привязи и была загружена провизией и снаряжением с улыбкой прозвали "Слоником". Есть еще "Пираты 21 века", в ней двое молодцов, за которыми нужен глаз да глаз.

Так и плывем вниз по Казыру все на юго-запад. Вечереет, а деревни Нижние Куряты не видно. Слева вдоль берега близко идет дорога. Слышно, как гудят автомашины. Останавливаемся на большой, уже заросшей лесом косе. Здесь много сухого плавника и после ужина сооружаем огромный костер. Возле него весело, да и промокшие за день вещи надо высушить.

"Ой, кто это здесь такой прыгучий?" - испуганно вскрикнул кто-то, едва не наступив в темноте на большую серую жабу, которая прыжками передвигалась в сторону реки по свои делам. Хозяйку острова отпустили с миром. Хоровод звезд вновь сиял над лагерем, и нам хотелось верить, что утро будет ясным…


День четвертый.

Река КазырОбманули нас звезды - утро выдалось хмурое, того гляди дождь хлынет. На позывные дежурных к завтраку: "Бери ложку, бери бак, нету ложки - беги так" - в палатках ни одна живая душа не шевельнулась. Не выспались ребята после вчерашнего "пионерского" костра, да и холодновато что-то вылезать из спальников. Пришлось устраивать индивидуальную побудку. Но завтрак умели с аппетитом, погрузились, перед отплытием - общее построение - и молитва о странствующих и путешествующих. Наконец отчалили. Сегодня нас ждет встреча с Кизиром и Амылом.

Прошли Тамбовку, за высоким сосновым лесом деревни не увидели. Пойма Кизира вся заросла ивняком, и его устье затерялось в протоках. Только по мачте связи и догадались, что справа миновали д. Жербатиху. Ниже обе реки слились в одно русло, и мы увидели дорогу, по которой заезжали три дня назад. Течение здесь очень быстрое. Экипаж лодки, к которой был прицеплен "Слоник", поймал струю и их быстро понесло вперед в правую протоку. Долго мы их потом пытались догнать, да так и не смогли, пока они сами не остановились на обеденную стоянку. Походили по косе, размяли ноги, перекусили горяченького. Познакомились с местной корягой, заодно поспорили на кого она похожа: то ли пес мечтающий полетать, то ли лебедь с поломанным крылом.

На маршрутеПоспешили к лодкам, надо было успеть до вечера пройти еще немалый путь. Удалось понаблюдать схватку (или игру?) двух черных коршунов. Они сцепились в воздухе над рекой и шевелящимся клубком стали падать вниз, но вовремя отпрянули друг от друга и вновь, уже порознь, взмыли вверх.

Места на берегу приобретают обжитой вид: где стога сена, где ЛЭП, а тои велосипедист с удочкой. Возле одного прижима, где река наворотила залом из принесенных в половодье бревен, заметили семейку уточек. Пуховики вслед за матерью храбро пересекали быстрину, выстроившись цепочкой. В бинокль было видно, что скоро они начнут пробовать крылышки, а пока вся надежд на перепончатые лапки, да на осторожность взрослой утицы.

Устье Амыла хорошо видно: в месте слияния рек - огромная, совершенно плоская как аэродром, галечниковая коса, поросшая травой. Прекрасный покос.

Вот мы и доплыли до Тубы-матушки. Урочище Подкова слева по берегу упирается в реку отвесной скалой. Место красивое, но опасное. Не столько тем, что налетишь на камень, сколько водоворотами. Огромные круговые вращения и большая глубина при узком русле. Пена и стволы деревьев кружатся в потоке. Река долго не отдает их. И наши лодочки ей хотелось завертеть, но выгреблись все удачно и скала стала удаляться из вида. Экипаж со "Слоником" опять унесло вперед, догонять не пришлось - они нас ждали на песчаной косе, последней нашей стоянке. А перед этим впереди показалась ЛЭП, провода висят над водой, там деревня Бугуртак - последнее удобное место, где можно "сойти с маршрута".

Дальше до самого Курагино Туба петляет по низменности и подъезда к ней на транспорте нет. Здесь расстаемся с нашими младшими спутниками и их родителями - за ними пришла из Минусинска машина, отдаем часть багажа и одну лодку, перегружаемся оставшееся имущество на плот. Прощаемся под моросящим дождем. Всем немножко грустно.

Лагерь устраиваем ниже деревни, где нас уже ждут. Палатки ставим на песчаном берегу, дров хватает, хотя коса вроде небольшая и растительность на ней достаточно скудная.


День пятый.

То ли будет дождь, то ли нет? Голосуем, конечно, чтобы пронесло, не хотелось напоследок промокнуть. Туман висит над самой водой. Воздух сырой. Ветер несет с запада лохматые тучи. Усаживаемся в лодки, положив поближе плащи и накидки. Надо спешить плыть. Грозовой фронт совсем близко, это ощущается каким-то шестым чувством.

Благословение, данное нам батюшками в Курагинском храме бережет нас, но и самим надо поспешать. Молимся с особым чувством. Слова Иисуссовой молитвы далеко разносятся над рекой: "Отче наш! Иже еси на небеси!.."

Небеса, кажется, и не предвещают ничего хорошего, но плывем час, другой, а дождя все нет! Даже солнце выглянуло. Где-то далеко слышен звук проходящего поезда. Всматриваемся в горизонт и видим опоры железнодорожного моста. Пока подплывали к нему - наблюдали два проходящих состава. Последний - прямо над нами. Немного жутко. Ведь каждый вагон весит больше 50 тонн!

Возле моста на берегу видим группу сплавщиков. Они собирают снаряжение, купаются на прощание в Тубе. Здесь удобное место высадки: вверху на насыпи - остановка электропоезда. Но мы плывем дальше, у нас есть договоренность с водителем микроавтобуса.

Минуем райцентр Курагино, останавливаемся на галечниковой косе. Солнце парит, ребят просятся искупаться. Принимаем решение завершить сплав - прогноз не радует, а в грозу оставаться на воде очень опасно. Так как нас должны забрать с берега возле моста "Корона Тубы", спешно переправляемся туда. Торопимся до начала ливня разгрузить снаряжение, спрятать его под деревом, вытащить лодки и натянуть тент.

Здесь на берегу появилась надежная сотовая связь. Все, у кого не сели телефоны, начинают звонить родным и друзьям. Как вдруг приходит печальное известие от отца Алексея: умерла настоятельница Кочергинского монастыря матушка Екатерина. Сегодня уже похороны…

И сразу с неба, до этого еще ясного - ливень. Туча набежала внезапно. Крупные капли, сливаясь в струи, хлынули на нас.
Стена воды сплошным потоком шла из страшной грозовой тучи, которая, разрастаясь и вспухая, подобралась и закрыла весь горизонт. Река вспенилась, вихрь поднимал пену с гребней волн и смешивал ее с дождем. На Тубу было страшно смотреть! Дождь то утихал, то вновь лил как из ведра. А у нас под тентом на походной газовой плитке разогревался обед, и ребячьи голоса торжественно и задорно вели мелодию: "И жить еще надежде, до той поры пока атланты держат небо на каменных руках!"

Гроза пронеслась долиной на восток. Туда, откуда мы приплыли и где, возможно, кто-то сейчас борется с ветром и дождем. Мы желаем всем им удачи, терпения и защиты Ангела-хранителя.

Прощаясь, мы верили, что память об этом путешествии сохранится, возможно, на всю жизнь и надеялись, что это не последняя встреча участников проекта "Лучик". А в это время возле Свято-Вознесенского монастыря шло последнее прощение с матушкой Екатериной: слезы сестер и насельниц обители омыл с их лиц дождь. Так небесная обитель тоже попрощалась с игуменьей, вся жизнь которой была подвигом во имя укрепления православия.


ИТОГО:
За 4 дня пути мы прошли по воде 120 км. Повидали реки: Казыр, Кизир, Амыл, Туба. Побывали в храмах: Свято-Вознесенском (с. Кочергино), Свято-Духовском (п. Курагино) и в строящемся храме в честь иконы Божьей Матери "Целительница" (с. Черемшанка).

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?