»»»

Великий пост


(27 февраля - 14 апреля).

Великий пост - это самое удобное время для покаяния и изменения своей души. В эти дни всё способствует тому, чтобы человек мог осмыслить свои поступки, совершенные в течение года, что-то исправить, с чем-то начать бороться и, в конечном итоге, изменить свою жизнь и прийти к празднику светлого Христова Воскресения обновленным, бодрым и духовно радостным.

Великий постДни Великого поста - дни особенные, неповторимые. Само начало его освящено прекрасным обычаем - испрашивать друг у друга прощения и от души прощать, желая друг другу душеполезного, спасительного поста.

- Сам Спаситель был поведен Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

Великий пост готовит христиан к достойной встрече праздника Воскресения Христова. Пост, или говение, - это отказ не только от определенной пищи, но от всех вредных привычек и увеселений, это время покаяния, раздумий и усердных молитв, так что очень часто сравнивают пост с "лекарством" от греха. Наша телесная сторона все время оказывает давление на душевную. Христианин, да и вообще всякий нравственный человек, постоянно противостоит этому плотскому давлению, "ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти" (Гал. 5, 17). Пост помогает в этом деле: на какое-то время отказываясь от того, к чему привыкли, без чего и жизни себе не представляем, - вкусной сытной пищи, лакомств, а на какой-то период и от самой пищи, мы воспитываем душу, учим ее противостоять требованиям плоти.

В этом отношении пост - воспитатель души. Именно поэтому пост не может налагаться на всех механически, без учета того, кто собирается поститься: мужчина ли, женщина, ребенок, старый человек или молодой и проч. Известный подвижник преподобный Иоанн Кассиан говорит, что каждый должен на себя налагать такую степень поста, которая необходима "для укрощения плотской брани". Для мирян "плотскую брань" можно отождествить с диктатурой плоти, потакая которой, мы порой вообще уже становимся рабами ее требований.

- "Пост это не гастрономическая диета, это не значит, что постится один орган, который называется желудок. Это значит, что поститься должны все наши органы, - пишет Иоанн Златоуст. - И глаза чтоб меньше смотрели, и чтобы уши меньше слушали, и язык чтоб меньше говорил". И чтобы на сердце как можно меньше было всякого рода негатива: раздражительности, неприязни, обидчивости, гневливости, ругливости и так далее. Вот это как раз и называется настоящим постом.

Посту еще свойственна, конечно же, молитва. Но часто можно услышать от людей, что они не умеют молиться. На самом деле, молиться по-настоящему редко кто умеет. Наша молитва несовершенна, но она принимается Богом. Что такое молитва? Это обращение к Богу. Обращение может быть в словах. Какая самая краткая молитва? Она состоит из двух слов: "Господи, помилуй!" Это самая краткая христианская молитва. Молитва может быть в уме, да, она несовершенна, но принимается Богом, когда мы примирились с нашими ближними, когда мы в таком покаянном настрое, в чувстве собственного недостоинства пред Богом. Потому что никто из нас не достоин общаться с этим Всесовершеннейшим Существом по имени Любовь.

В нашем сердце помимо любви живут страсти, но мы хотим с ними бороться, хотим очистить свое сердце; мы хотим быть совершенными. И поэтому пост - это время подвига, молитвы, время сосредоточения, смотрения в глубь своей души, своего сердца.

- Великий пост подобен высокой горе, и чем больше мы трудимся, тем выше мы поднимаемся в эту гору, а чем выше мы поднимаемся, тем больше мы видим красоту Божия мира. А на вершине этой горы - Христос Воскресший. И если мы потрудимся и поднимемся на эту высокую гору, то в сердце наше войдет Христос, и воссияет в нас свет Христа Воскресшего.

Великий пост тем благодатен, что вся Церковь едиными устами, единым сердцем молится о прощении наших грехов, и укрепляет нас молитва Церкви. Поэтому, как и высоко в гору подниматься одному тяжело и трудно, так и мы вместе со всей Церковью трудимся и поднимаемся. И с Божией помощью мы можем достичь этой вершины, которая есть Царствие Небесное.


Материал подготовила Надежда Мисюрова,
пресс-служба Свято-Духовского храма, п. Курагино

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?