»»»

Путешествие в прошлое - 2

Веловодный поход - "Курагино - Шалоболинская писаница - Ильинка - Курагино"

Уже несколько лет мы путешествовали сухопутными маршрутами, и теперь нас со страшной силой тянуло к воде. Перед большим походом мы решили протестировать катамаран на небольшом сплаве. Долго думать не пришлось - Шалоболинская писаница. Этот маршрут мы проходили шесть лет назад. С него мы начинали наши веловодные путешествия по Курагинскому району.

КатамаранДолгожданное лето, которое изобилует планами! Катастрофически кончается отпуск, а планы до сих пор не сбылись. Ежедневно планируешь и ведёшь сборы в поход. Мысли уже давно мчатся впереди, проходя тот путь, в который ты только собираешься.

Каждый год мы старались приобрести что-то из необходимого снаряжения. В этом году Валерий Павлович Болотов - большой друг путешественников, подарил нам катамаран. Долго мы будем вспоминать с благодарностью столь щедрый подарок и щедрого дарителя.

Утром 6 июля мы были готовы двинуться в путь. Весь июнь стоял очень жаркий и засушливый, июль решил нас порадовать дождями. И в этот раз утро было пасмурным, но откладывать поход больше мы не стали.

Мы выехали из дома в 8 ч 45 мин. Баллоны катамарана и вёсла разместились в наших рюкзаках, вместе с остальными вещами. Нам было нужно вырубить палки для катамарана и вёсел, поэтому для начала сплава мы выбрали место на протоке реки Туба, немного выше посёлка. Здесь был необходимый кустарник и отсутствие зрителей.

Путешествие в прошлое Путешествие в прошлое

У Володи уже был опыт по сбору этой конструкции. Я же имела отдалённое представление о том, как это будет выглядеть. Распределять обязанности пришлось не долго: я занималась накачкой баллонов, Володя - заготовкой необходимых палок. Весь процесс, включая укладку велосипедов и багажа, у нас занял целых три часа. Около часу дня мы заняли свои места на судне и отчалили от берега. Наконец настал тот момент, когда я, как полноценный член команды, получила в руки весло. Теперь и от меня зависело, с какой скоростью и куда мы движемся. Весь этот день я получала уроки мастерства: с утра - по сборке катамарана, с обеда - основы по его пользованию и управлению.

Подготовка катамарана Путешествие в прошлое

За всей этой суетой, уже подкатывало чувство голода, поэтому сразу после моста "Корона Тубы" мы причалили к берегу, чтобы что-нибудь перекусить. Пока мы сидели и кушали, малявки кушали нас.

Так мы плыли без особой спешки, время от времени приставая к берегу, чтобы покушать и искупаться. Несмотря на пасмурную погоду, было довольно тепло. Начал капать тёплый мелкий дождик, а сквозь тонкие облака светило солнце.

р. Туба

По дороге вспомнили, что мы не взяли с собой чай. Пачка с чаем так и осталась стоять на кухонном столе дома. Стали по ходу придумывать, чем можно компенсировать утрату. Оглядывая берега мы заметили цветущий белоголовник. Берег был крут, но уж очень хотелось вечером возле костра отведать душистого лесного чайку. Босыми ногами я сперва шла по сыпучим камням, потом по острой траве, но результат стоил того. Белоголовник

В восьмом часу вечера, не доплывая до писаницы, мы выбрали косу и решили устроиться на ночёвку. На противоположном берегу тоже устроились отдыхающие с детьми, собакой и музыкой. Но нам это, ни сколько не мешало. Мы получили свой уютный кусочек природы. Здесь было всё - гладкие камни, топляк для костра, немного песка для палатки. Полное отсутствие комаров дополняло идиллию райского места. Может, для других райское место выглядит несколько иначе, но каждый выбирает свой остров сам.

Палатка поставлена, на костре в котелке варится каша. Самое время вспомнить, что эта ночь совсем необычная. Ночь на Ивана Купала. Принято плести венки, искать цветущий папоротник и прыгать через костёр. Плести венки было не из чего. Из растительности только маленькие сосёнки да талина. В дело пошёл, недавно сорванный букет белоголовника. После недолгого глумления, он пошёл на чай. Ночь была удивительно тёплая и тихая.

Утром 7 июля мы разогрели вчерашний ужин, поели и стали собирать вещи. После отплытия вспомнили о дождевиках. Путешествие в прошлое Перебирая рюкзаки, я не могла найти его, всё больше убеждая себя, что оставила его не косе. Мы причалили к берегу, и снова босиком я пошла на место нашей стоянки. Конечно, там я ничего не нашла, дождевик лежал в рюкзаке, там, где ему и положено быть.

Вскоре показалась гора, где древние люди оставляли часть своей жизни. Тихое течение несло нас вдоль скалы. С воды мы пытались разглядеть древние рисунки, но явно видели только современные надписи людей, которых трудно назвать образованными. Оставить след в истории и наследить в ней - это две очень разные вещи. Красками, гвоздями и другими подручными материалами эти недолюди вгрызаются вглубь истории. Природные силы и время итак с беспощадностью уничтожают наскальные письмена - свидетельства давно ушедших эпох. Но то, что за какие-то десятки лет сделали наши современники, не идёт, ни в какое сравнение. Мы долго "добрым" словом будем вспоминать и Важановых из Норильска, и Григория Г., а так же ещё многих и многих посетителей этого уникального места, которые не смогли удержаться от того, чтобы не вляпаться в историю.

Древние рисунки, Шалоболинская писаница.

Но вскоре мы увидели и сами рисунки. Мы оставили катамаран и вышли на берег для того, чтобы лучше рассмотреть галерею. Позже мы присоединились к экскурсии школьников. Девушка Оля рассказывала ребятам о значении изображений, об истории их создателей. Она когда-то, будучи студенткой, участвовала в археологических раскопках на территории Шалоболинской писаницы.

Древние рисунки, Шалоболинская писаница. Шалоболинская писаница.

Рассматривая древние рисунки, удивляешься, насколько разной была техника рисования. Здесь эпохи накладываются одна на другую. Лошадь может быть нарисована в одно время, а всадник многими столетиями позже. Видна рука разных мастеров и разных школ. Некоторые животные изображены совсем схематично, только палочками, другие же изображены настолько искусно, что виден и поворот головы и динамика. Значение некоторых символов вводят в затруднение и специалистов. Некоторые видят в рисунках то, что хотят увидеть. Фантазия, помноженная на незнание, даёт разглядеть в нечётких линиях и присутствие внеземных цивилизаций.

Посмотрев рисунки внизу, мы отправились на гору. Сколько людей прошло этими тропами за последние годы - трудно сказать. И на горе есть камни, где приложил свою руку художник, как древний, так и современный. Уже дома, благодаря фотошопу, мы убрали слои краски, нанесённые прямо по крупу животных. Если бы было возможно также легко это сделать в реальной жизни! Стыдно и обидно становится за наших современников!

Вид с горы Ильинка, Шалоболинская писаница.

Сверху вид открывается замечательный. Жалко, что несколько портит картинку дымка, скрывающая дали горизонта. Но всё равно, очень красиво! Для картинки я оставила Вову наверху, а сама спустилась к катамарану, чтобы художественно помахать руками на фотокамеру.

Расставшись с музеем под открытым небом, мы отправились дальше. Как и в первый раз, мы причалили к деревне Ильинка. Разбор катамарана не занял много времени. С берега мы отправились уже на двухколёсном транспорте около четырёх часов дня. Заехали в местный магазинчик под названием "Успех". Недалеко от него, в небольшом парке на скамейке в тени деревьев, мы съели по купленному нами мороженному. Здесь же находился обновлённый памятник воинам Великой Отечественной Войны. Здесь нанесены не больше сотни фамилий. По ним видно, что многие на фронт уходили семьями. Зачастую это были отец и три, четыре сына. Редко, когда фамилии не повторялись по нескольку раз. Судя по размерам деревни можно предположить, что селение практически полностью лешилось мужских рук. Как и везде по России, тяжкий груз лёг на плечи оставшихся в деревне женщин и детей.

д. Ильинка д. Ильинка

Проезжая по Ильинке, мы видели, что прошедшая "ночь творила" не прошла даром. В нескольких местах на дорогу были вытащены коряги и брёвна. Время идёт, а шутки всё не меняются.

Когда мы первый раз ехали этой дорогой, мне запомнился подъём, который мы преодолевали. За эти шесть лет мы побывали в таких местах и прошли столько подъёмов, что этот был просто мелочью. Ещё не доехав до спуска, мы чуть было не попали в пробку, слева с горы бежало стадо коров. Даже было опасение - смогут ли они остановиться при нашем приближении. Но как только мы приблизились к ним, коровы вставали как вкопанные, рассматривая нас. Дорога, извиваясь, уходила вниз. Коровы шли тоже вниз к речке Шушь, чтобы напиться, только они двигались по своей тропе напрямик. Таким образом, мы пересекались со стадом три раза, и каждый раз они останавливались, с недоумением разглядывая нас.

Спуск с горы Ильинка Спуск с горы Ильинка

В небольшом селе Усть-Шушь, которая находится на берегу реки Туба, мы остановились, чтобы умыться. С той стороны, куда нам предстояло ехать, заходила приличная по размерам туча, пугая нас своим раскатистым громом. И надо сказать, что у неё получилось. Ещё некоторое время мы успокаивали друг друга, что ветер дует в её сторону и она к нам не придёт. Спустя какие-то минуты ветер сменился и мы поняли, что грозы не избежать.

Мы оперативно достали дождевики и упаковали рюкзаки в целлофан. Прятаться от дождя не стали, а решили продолжить свой путь домой. Некоторое время нас мочили довольно крупные капли дождя, но основная туча ушла от нас в сторону. Уже в восьмом часу вечера мы подъехали к Курагино. Здесь картина совсем недавнего ливня была на лицо. Огромные лужи, грязь и сломленные ветром ветки наводили на мысль, что нам сильно повезло, гроза задела нас только самым краешком.

Мы были на Писанице не в первый раз. Но каждый раз, вглядываясь в древние рисунки, ты открываешь для себя что-то новое. Даже древний человек, в постоянной борьбе за своё существование, находил время и силы, чтобы обратить свой взгляд к прекрасному. Своим творчеством он благодарил природу за всё, что она ему даёт.

Никулкина Наталья,
Курагинский район, 2012 г.
Фото Никулкина Владимира.

Путешествие в прошлое - веловодный поход 2006 г.
Шалоболинская писаница - наскальные рисунки эпохи неолита