17 июля.
В том месте, где мы остановились на ночлег, было просто невозможно жечь костёр. Насекомые просто не давали житья. Мы быстро собрали манатки и покинули место своей последней в этом путешествии ночёвки. Ещё ночью повис туман. Обильная роса покрывала все травы и деревья. Паутинки светились на солнышке, переливаясь капельками.
Мы немного проехали по трассе и остановились на обочине, чтобы согреть себе чай и, наконец-то, поесть. Вскоре мы проезжали то место, откуда мы вышли покусанные и грязные как черти. От этого места трасса шла в горку. Сколько могли мы проехали, дальше оставалось идти только пешком.
Понемногу туман рассеивался, стало очевидно, что день предстоит довольно жаркий. Воспользовавшись моментом, когда машин не было, мы переоделись в шорты и майки. Ползти вверх пришлось довольно долго. Гружёные КАМАЗы с большой осторожностью, скрипя тормозами, шли под горку навстречу нам, проходя крутые повороты.
Наконец-то настал тот момент, когда нам было можно оседлать своего железного коня и пуститься с ветерком с горы. Хотя этот подъём и был очень долог и крут, но теперь мы просто катились практически до самого п. Ирба. Без особых усилий, нажимая на педали, мы летели с приличной скоростью.
Когда едешь на автомобиле, подобных уклонов по дороге просто не замечаешь. А здесь чувствуешь каждую горочку. Мы так порадовались, что не поехали по этой трассе в сторону Кошурникова. Ведь нам пришлось бы буквально ползти в этот уклон многие километры (а это так вынимает из тебя силы). А потом спускаться на тормозах с этого крутого перевала (что тоже удовольствие очень сомнительное).
Погода разыгралась не на шутку. Приближаясь к Ирбе, мы проехали карьер Ирбинского рудника. Громадные машины неспешно едут по спирали карьерных дорог. По мере их приближения ты понимаешь истинные размеры этой техники, ощущая себя несчастным карликом.
Посёлок Ирба имеет поистине громадную историю, которая тянется ещё с царских времён. 03.12.1737 издается царский Указ о строительстве Ирбинского железоделательного завода и предписывается "стараться учинить пробу. Невозможно ли вольным людям исправиться", т. е. разрешается принудительный труд крестьян окрестных деревень.
Нашими земляками Владимиром Титовичем Посоховым и Николаем Васильевичем Толстихиным была собрана уникальная информация об истории металлургической промышленности в Сибири. Их труд вылился в создание книги, название которой говорит само за себя "Трудный путь к железу Ирбы". Очень большое количество людей сейчас, как и много лет назад, зависит от процветания как Ирбинского, так и Краснокаменского рудников. Как и многие большие производства, они переживали тяжёлые времена, падения и взлёты. Так хочется верить, что их история получит своё хорошее продолжение.
Проезжая по деревням, мы ловили на себе сочувствующие взгляды жителей. Одна сердобольная старушка кричала мне вослед: "Давай ласточка! Догоняй! Догоняаааай!"
Мы проезжаем уже довольно знакомые места. Берёзовское - дальше ещё буквально около пятнадцати километров и мы дома. Белая полоса на асфальте, очень яркая на солнце, начинает раздражать глаза, становится просто больно на неё смотреть. Около четырёх часов дня мы подъехали к дому.
"Дом! Милый дом!" за эти дни мы преодолели около 300 километров. Сложных километров, но как всегда, очень интересных.
Наталья Никулкина, Курагинский район, 2011 г.
Фото Владимира Никулкина.